Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Гражданский кодекс рф 2021 галава 23 статья 239

Гражданский кодекс рф 2021 галава 23 статья 239

Оглавление:

Статья 239. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится


1. В случаях, когда изъятие земельного участка ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном статьями 284 — 286 настоящего Кодекса. Абзац утратил силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

2. Утратил силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

Комментарий к ст.

239 ГК РФ 1. Пункт 1 комментируемой статьи посвящен условиям отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится. Недвижимое имущество (здания, сооружения и др.), находящееся на земельном участке, изъятие которого обусловлено государственными или муниципальными нуждами, выкупается у собственника или продается с публичных торгов только по решению суда.

Подробный порядок выкупа и продажи этого имущества регулируется ст. ст. 279 — 282 и 447 — 449 ГК (см.

коммент. к ним). При определении законности изъятия имущества нужно руководствоваться ч.

3 ст. 35 Конституции. 2. Во всех случаях принудительного изъятия имущества собственник вправе настаивать на его предварительном и равноценном возмещении.

Основания, условия и порядок возмещения установлены в ст. ст. 49, 55, 57, 63 ЗК. Собственнику возмещается стоимость строений, жилых зданий, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий и сооружений или расходов по переносу их на новое место, стоимость плодово-ягодных, защитных и иных многолетних насаждений, незавершенного производства. 3. Решение суда об изъятии имущества выносится по требованию государственного или муниципального органа, которые должны располагать убедительными доказательствами необходимости изъятия именно данного земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также о справедливости компенсации.

4. Действие комментируемой статьи может быть расширено в специальном законодательстве, причем с ограничением территории применения соответствующих норм.

Например, ст. 15 ФЗ от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ

«Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6071) установила особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях организации и проведения указанных игр и развития города Сочи как горноклиматического курорта.

Например, по выбору граждан, являющихся собственниками земельных участков и расположенных на них индивидуальных жилых домов, взамен изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения земельных участков и расположенных на них индивидуальных жилых домов им могут предоставляться земельные участки и расположенные на них индивидуальные жилые дома или жилые помещения в жилых домах блокированной застройки, в многоквартирных домах. При этом собственник жилого помещения, изымаемого в соответствии с рассматриваемой статьей, не обязан компенсировать разницу, возникающую в результате предоставления ему иного, более ценного жилого помещения. Практика применения указанного Закона, равно как и комментируемой статьи, показывает, что главным камнем преткновения являются два вопроса: о достаточности оснований для изъятия участка, на котором находится недвижимое имущество, и о справедливости выкупной цены за это имущество.

5. Пункт 2 комментируемой статьи расширяет ее действие на случаи изъятия горных отводов, водных объектов и других обособленных природных объектов, на которых находится имущество.

Судебная практика по статье 239 ГК РФ Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.02.2018 N 5-КГ17-224 Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда сослалась на то, что согласно действующей на момент заключения договора статье 239 Гражданского кодекса РСФСР (1964 год) договор купли-продажи жилого дома (части дома) должен был быть зарегистрирован в исполнительном комитете городского Совета депутатов трудящихся, несоблюдение данного правила влекло недействительность договора. Поскольку заключенный истцом с малым предприятием «ВИМС» договор зарегистрирован не был, право собственности на спорное жилое помещение у истца не возникло.

Определение Верховного Суда РФ от 28.05.2018 N 309-КГ17-23598 по делу N А50-23011/2016 Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 35 Конституции Российской Федерации, статьями 1, 235, пунктом 1 статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

(далее — Закон N 68-ФЗ), частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), счел, что признание спорного дома аварийным и подлежащим сносу лишает предпринимателей возможности использования принадлежащего им имущества; решение о предстоящем сносе здания, которое принято и находится в стадии исполнения, свидетельствует о фактическом изъятии из владения и прекращении права собственности.

При этом суд признал, что правовые последствия признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу для собственников нежилых помещений законодательством прямо не урегулированы, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности положения статьи 32 ЖК РФ.
При этом суд признал, что правовые последствия признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу для собственников нежилых помещений законодательством прямо не урегулированы, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности положения статьи 32 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о нарушении прав и законных интересов предпринимателей и правомерности заявленных требований и определил цену выкупа на основании экспертного заключения.

Определение Верховного Суда РФ от 03.07.2018 N 306-ЭС18-8646 по делу N А57-17337/2017 Руководствуясь статьями 235, 239 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14

«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»

, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 и исходили из того, что администрацией не принимались решения о сносе либо реконструкции указанного выше многоквартирного дома, решения об изъятии спорного помещения, либо об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой многоквартирный дом для государственных или муниципальных нужд, в рамках реализации ведомственной целевой программы «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах», утвержденной постановлением администрации от 08.07.2013 N 1347, указанный дом подлежал расселению, названной целевой программой выкуп нежилых помещений не предусмотрен. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 03.07.2018 N 309-КГ17-23598 по делу N А50-23011/2016 Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 35 Конституции Российской Федерации, статьями 1, 235, пунктом 1 статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

(далее — Закон N 68-ФЗ), частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), счел, что признание спорного дома аварийным и подлежащим сносу лишает предпринимателей возможности использования принадлежащего им имущества; решение о предстоящем сносе здания, которое принято и находится в стадии исполнения, свидетельствует о фактическом изъятии из владения и прекращении права собственности. При этом суд признал, что правовые последствия признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу для собственников нежилых помещений законодательством прямо не урегулированы, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности положения статьи 32 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о нарушении прав и законных интересов предпринимателей и правомерности заявленных требований и определил цену выкупа на основании экспертного заключения. Определение Верховного Суда РФ от 10.12.2018 N 298-ПЭК18 по делу N А50-23011/2016 Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 35 Конституции Российской Федерации, статьями 1, 235, пунктом 1 статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — Закон N 68-ФЗ), частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что признание спорного дома аварийным и подлежащим сносу лишает предпринимателей возможности использовать принадлежащее им имущество; решение о предстоящем сносе здания, которое принято и находится в стадии исполнения, свидетельствует о фактическом изъятии из владения и прекращении права собственности.

Определение Верховного Суда РФ от 10.12.2018 N 298-ПЭК18 по делу N А50-23011/2016 Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 35 Конституции Российской Федерации, статьями 1, 235, пунктом 1 статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

(далее — Закон N 68-ФЗ), частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что признание спорного дома аварийным и подлежащим сносу лишает предпринимателей возможности использовать принадлежащее им имущество; решение о предстоящем сносе здания, которое принято и находится в стадии исполнения, свидетельствует о фактическом изъятии из владения и прекращении права собственности.

При этом суд признал, что правовые последствия признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу для собственников нежилых помещений законодательством прямо не урегулированы, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о нарушении прав и законных интересов предпринимателей и, определив цену выкупа на основании экспертного заключения, удовлетворил иск частично. Определение Верховного Суда РФ от 11.01.2019 N 310-ЭС18-22902 по делу N А62-170/2017 Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 131, 222, 239, 272 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 1, 2, 4, 6, статьи 51, частью 2 статьи 52, частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, приведенными в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22

«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»

, пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Администрации.

Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2019 N 306-ЭС19-711 по делу N А57-25245/2017 Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьей 71 и 82 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, назначенной с целью определения размера возмещения за изымаемое нежилое помещение, руководствуясь статьей 35 Конституции Российской Федерации, статьями 6, 126, 215, 235, 239 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), пришли к выводу об обоснованности иска. Определение Верховного Суда РФ от 28.06.2019 N 306-ЭС19-9715 по делу N А57-14652/2017 Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе заключение судебной экспертизы, назначенной с целью определения размера возмещения за изымаемое нежилое помещение, суд, руководствуясь статьей 35 Конституции Российской Федерации, статьями 6, 126, 215, 235, 239 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, требования удовлетворил частично. Определение Верховного Суда РФ от 02.08.2019 N 307-ЭС19-11419 по делу N А56-4300/2018 Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь положениями статей 239, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 27 статьи 34, части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установив отсутствие надлежащих и бесспорных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом обязательств по контракту, истечение срока его действия, пришли к выводу, что основания для удержания обеспечительного платежа отпали.

Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2017 N 303-ЭС16-14807 по делу N А37-1715/2015 Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требование за счет казны муниципального образования, руководствовались положениями статей 210, 239, 689, 690, 695 Гражданского кодекса Российской Федерации, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходили из того, что в рассматриваемом случае комитет, как собственник объекта недвижимости, обязан в силу закона оплатить поставленный ему истцом коммунальный ресурс.

Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2017 N 308-ЭС16-18902 по делу N А53-22889/2015 Руководствуясь статьями 235, 239 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив, что земельный участок, на котором находится принадлежащее обществу недвижимое имущество, изъят для муниципальных нужд, общество лишено возможности использовать принадлежащие ему нежилые помещения и в связи со сносом многоквартирного дома произойдет принудительное прекращение права собственности общества на них, суды удовлетворили иск, определив размер компенсации за изымаемые помещения с учетом результатов проведенной по делу судебной экспертизы.

Статья 239 ГК РФ. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится

Новая редакция Ст. 239 ГК РФ 1. В случаях, когда изъятие земельного участка ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном статьями 284 — 286 настоящего Кодекса.

Абзац второй утратил силу с 1 апреля 2015 г. 2. Утратил силу с 1 апреля 2015 г. Комментарий дорабатывается и временно отсутствует. 1. предусматривает возможность изъятия земельного участка, в том числе его выкупа, для государственных или муниципальных нужд в определенных случаях (ст. 49 ЗК). Кроме того, права на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, могут быть прекращены в связи с ненадлежащим использованием земельного участка (ст.
49 ЗК). Кроме того, права на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, могут быть прекращены в связи с ненадлежащим использованием земельного участка (ст.

54 ЗК). Очевидно, что изъятие земельных участков для определенных целей, как правило, несовместимо с нахождением на этих участках принадлежащих бывшему владельцу строений и иных объектов недвижимости. Кроме того, закон стремится исключить случаи принадлежности земельного участка и находящейся на нем недвижимости разным лицам, не связанным между собой договором об использовании участка. Поэтому изъятие участка влечет за собой и изъятие объектов недвижимости на условиях возмездности.

Находящиеся на изымаемом земельном участке объекты недвижимости, принадлежащие его владельцу, могут быть изъяты лишь в порядке, предусмотренном комментируемой статьей. С требованием об изъятии недвижимого имущества вправе обратиться государственный орган или орган местного самоуправления.

Заявитель должен доказать, что изъятие земельного участка невозможно без изъятия недвижимого имущества. Так, суд отказал в иске об изъятии строения, поскольку изъятие земельного участка вызывалось необходимостью прокладки трубопровода на земельном участке, принадлежавшем собственнику строения, а трубопровод мог быть проложен и с сохранением строения.

2. В ст. 239 устанавливается, что изъятие недвижимого имущества происходит путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном ст.

ст. 279 — 282, 284 — 286 ГК. Указанные нормы регулируют выкуп земельного участка у собственника, причем выкуп совершается как государством, так и муниципальным образованием, тогда как в п. 1 ст. 239 говорится о выкупе лишь государством.

Поскольку согласно п. 5 ст. 279 часть земельного участка выкупается не иначе как с согласия собственника, то следует сделать вывод, что выкуп части строения или иного объекта недвижимости, находящегося на земельном участке, также возможен лишь по соглашению с собственником.

Выкуп объекта недвижимости, находящегося на изымаемом земельном участке, производится по соглашению сторон, а если оно не будет достигнуто — по решению суда (ст. 282 ГК РФ). 3. В силу ст. 286 ГК торги проводятся в случае изъятия земельного участка вследствие его использования не в соответствии с его назначением (ст.
282 ГК РФ). 3. В силу ст. 286 ГК торги проводятся в случае изъятия земельного участка вследствие его использования не в соответствии с его назначением (ст.

284 ГК РФ). Поскольку ст. 279 ГК отсылает к нормам гл.

17 ГК, в том числе ст. 286, следует прийти к выводу, что торги объектом недвижимости могут быть назначены судом лишь в случае изъятия земельного участка вследствие его ненадлежащего использования. В силу ст. 282 ГК иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления.

Очевидно, в том же порядке может быть заявлено и требование о выкупе объекта недвижимости.

Если указанный срок пропущен, собственник объекта недвижимости вправе выдвинуть в связи с этим возражение. В то же время закон не предусматривает права собственника на заявление требования о выкупе. Однако он вправе заявить требование об устранении препятствий в пользовании своим имуществом (), а также о взыскании убытков, вызванных изъятием земельного участка.

Статья 239.1. Отчуждение объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка

» » » » 1. Если иное не предусмотрено законом, в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов.

Порядок проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Требование в суд о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов вправе заявить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен этот объект. 3. Требование о продаже объекта незавершенного строительства не подлежит удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект. 4. Начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости.

Если публичные торги по продаже объекта незавершенного строительства признаны несостоявшимися, такой объект может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене этого объекта в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.

5. Средства, вырученные от продажи объекта незавершенного строительства с публичных торгов либо приобретения такого объекта в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику объекта за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.

6. Правила настоящей статьи применяются также в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено.

Статья 239.2. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд

СТ 239.2 ГК РФ 1. Отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

2. В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно. 3. Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. 1. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд по правилам комментируемой статьи осуществляется с учетом следующих особенностей: 1) по общему правилу изъятие земельного участка влечет последующее отчуждение расположенных на нем объектов: а) зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке; б) либо помещений или машино-мест (с 01.01.2017), расположенных в таких зданиях, сооружениях.

Исключение составляют сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия; 2) изъятие земельного участка осуществляется одновременно с отчуждением расположенных на нем объектов недвижимого имуществе, если эти объекты принадлежат: а) собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд; б) или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве; 3) порядок отчуждения указанного имущества (зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства) осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (см. комментарий к ст. 279 ГК РФ).

2. Судебная практика: — Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.11.2015 N Ф04-26083/2015 по делу N А81-6887/2014 (об обязании общества передать муниципалитету помещения для предоставления нанимателям, выселяемым из многоквартирного дома; произвести выкуп жилых помещений, принадлежащих на праве собственности физическим лицам, либо предоставить им равноценные помещения площадью не менее ранее занимаемой); — Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 N 11АП-8306/2016 по делу N А72-983/2016 (об изъятии земельного участка); — Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 N 08АП-6889/2015 по делу N А81-6887/2014 (о понуждении к исполнению обязательства, предусмотренного договором о развитии застроенной территории); — Апелляционное определение Московского городского суда от 18.07.2016 по делу N 33-27684/2016 (об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества); — Апелляционное определение Московского городского суда от 08.07.2016 по делу N 33-26445/2016 (об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества).

Статья 23 ГК РФ. Предпринимательская деятельность гражданина


Новая редакция Ст. 23 ГК РФ 1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта. В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Утратил силу с 1 марта 2013 г.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. 4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.

Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. 5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. 1. Возможность граждан свободно осуществлять предпринимательскую деятельность — одно из основных субъективных гражданских прав, составляющих правоспособность физических лиц.

1. Возможность граждан свободно осуществлять предпринимательскую деятельность — одно из основных субъективных гражданских прав, составляющих правоспособность физических лиц. Понятие предпринимательской деятельности содержится в . Комментируемая норма под страхом указанных в п.

3 последствий предусматривает необходимость: а) государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя; б) государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Специальный закон. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

.

Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». 2. Основное правило участия индивидуальных предпринимателей в имущественных отношениях — распространение на них (за некоторыми изъятиями) законодательства о коммерческих организациях. 1. Действующий ГК включает в содержание правоспособности граждан право заниматься предпринимательской деятельностью, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (см.

комментарий к ст. 2). Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т.е. как индивидуальный предприниматель, с момента государственной регистрации в этом качестве.

В силу п. 3 ст. 23 к предпринимательской деятельности граждан применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц (коммерческих организаций), если иное вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя является обязательным условием для занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

С 1 января 2004 г. порядок ее осуществления регулируется Законом о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей — акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя и в соответствующем случае прекращении ими такой деятельности.

В едином государственной реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения: фамилия, имя и отчество (последнее, если имеется) лица на русском языке, пол, дата и место рождения, гражданство (при его отсутствии указывается «лицо без гражданства»), место жительства в РФ (указывается адрес — наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры, — по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством РФ порядке), данные основного документа, удостоверяющие личность гражданина РФ на территории РФ, дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации, дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в РФ, или окончанием срока действия указанного документа), сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем. Записи вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (п. п. 2, 4 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Содержащиеся в государственном реестре сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен: сведения о паспортных и других персональных данных физических лиц могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в их производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, установленных Правительством РФ. Данное ограничение не касается предоставления сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые могут быть предоставлены регистрирующим органом только на основании запроса, адресованного непосредственно регистрирующему органу физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством РФ.

Содержащиеся в государственном реестре сведения об индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде: выписки из реестра; копии документа (документов), имеющегося в реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Срок предоставления указанных сведений не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса.

Предоставление сведений и документов осуществляется за плату, если иное не установлено федеральным законом.

Ее размер устанавливается Правительством РФ. В случаях и порядке, определенных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственном реестре сведения органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в их производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также определенным федеральными законами лицам.

Отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, не допускается.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. В регистрирующий орган представляются: 1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ; 2) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (для гражданина РФ), копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качества документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (для иностранного гражданина); 3) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ; 4) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним); 5) документ об уплате государственной пошлины. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Личная явка гражданина для государственной регистрации необязательна. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется на срок не более чем пять лет. Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Статья 22.3 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулирует порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, который является федеральным информационным ресурсом. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

Форма и содержание документа — свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя — устанавливаются Правительством РФ (п. п. 2, 3 ст. 11 названного Закона).

Свидетельство выдается на определенный срок. В нем указывается вид (виды) деятельности, которыми вправе заниматься индивидуальный предприниматель.

Отдельными видами деятельности гражданин-предприниматель вправе заниматься только на основании лицензии — специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4 Закона о лицензировании). 2.

Крестьянское (фермерское) хозяйство создается в целях производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

11 июня 2003 г. Президент РФ подписал Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Согласно ст. 1 этого Закона фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К данной деятельности применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Членами фермерского хозяйства могут быть: 1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей.

Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства вправе быть принятыми в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет; 2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства.

При осуществлении предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве предпринимателем признается глава крестьянского, (фермерского) хозяйства.

Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек (ст. 3 Закона). Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации. Распоряжение имуществом хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства его главой.

По сделкам, совершенным главой в интересах фермерского хозяйства, последнее отвечает своим имуществом (ст.

8). Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что она заключена в личных интересах главы хозяйства. Гражданин в случае выхода из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом хозяйства заявления о выходе.

Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности хозяйства до момента его выхода из него. Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию его членов признается один из его членов. В том случае, когда фермерское хозяйство создано одним гражданином, он и является главой хозяйства (ст.

16 Закона). В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой хозяйства другого его члена.

Смена главы хозяйства не влечет за собой прекращения его членства в хозяйстве (ст.

18 Закона). Основания и порядок прекращения фермерского хозяйства определены в гл. 8 Закона. Споры, возникающие в связи с прекращением крестьянского (фермерского) хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

3. Не все индивидуальные предприниматели соблюдают требование о государственной регистрации. Исходя из этого обстоятельства, комментируемая статья предусматривает, что такой предприниматель не вправе ссылаться в отношении совершенных им сделок на то, что он не является предпринимателем, и суд может в отношении таких сделок применить нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, в частности норму о повышенной ответственности (независимо от вины) в предпринимательских отношениях за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (см.

п. 3 ст. 401). Закон о защите прав потребителей возлагает на индивидуального предпринимателя, как и на коммерческую организацию, ряд дополнительных обязанностей по информированию потребителей, обеспечению безопасности товаров для жизни и здоровья в случае продажи товаров, выполнения работ и услуг и др.

Статья 239.1. Отчуждение объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка

от 23 июня 2014 г.

N 171-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 239.1, с 1 марта 2015 г.

Положения статьи 239.1 (в редакции от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ) на случаи, если договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключен до 1 марта 2015 г. См. к статье 239.1 ГК РФ 1. Если иное не предусмотрено , в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов.

проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Требование в суд о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов вправе заявить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен этот объект. 3. Требование о продаже объекта незавершенного строительства не подлежит удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект. 4. Начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости.

Если публичные торги по продаже объекта незавершенного строительства признаны несостоявшимися, такой объект может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене этого объекта в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися. 5. Средства, вырученные от продажи объекта незавершенного строительства с публичных торгов либо приобретения такого объекта в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику объекта за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.

6. Правила настоящей статьи применяются также в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+