Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Метод экологического права предполагает

Метод экологического права предполагает

Понятие, предмет и метод экологического права. Система и источники экологического права.


Стр 8 из 8Термин «экологическое право» за последние более чем десять лет прочно вошел в юридический лексикон, и в настоящее время даже лица, не связанные по роду своей деятельности напрямую с юриспруденцией или вопросами охраны окружающей среды и природопользования, имеют представления о том, что же понимается под этим термином. Названный термин символизирует собой не какое-то одно отдельно взятое понятие, а имеет непосредственное отношение к нескольким взаимосвязанным, но обладающим достаточной степенью индивидуализации явлениям и направлениям человеческой деятельности. Экологическое право – отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Под предметом отрасли права понимается та сфера общественных отношений, которая регулируется ее нормами. Поэтому предметом экологического праваявляются регулируемые нормами экологического права общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Безусловно, три названные группы общественных отношений не дают четкого представления о многообразии направлений и форм взаимоотношений различных по своему правовому статусу субъектов.

Однако наличие более тридцати сугубо «экологических» законодательных актов только на федеральном уровне, не считая сотен конкретизирующих их подзаконных, в том числе так называемых ведомственных правовых актов, предопределяет масштабность и многоплановость отношений, объединяемых понятием «предмет экологического права».

Методы экологического права. Каждая отрасль права характеризуется также присущими ей методами, под которыми понимают способы воздействия на участников соответствующих правоотношений. Применительно к экологическому праву выделяют два основных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Применительно к экологическому праву выделяют два основных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Действие императивного (административно-правового) метода базируется на неравенстве правового статуса субъектов, вступающих в соответствующие правоотношения. При этом один из субъектов выступает, как правило, в качестве представителя публичной власти (например, инспектор экологического контроля), а другой, к примеру, является природопользователем, обязанным исполнять требования первого.

Характерное проявление этого метода правового регулирования находит выражение в процессе дачи уполномоченным на то лицом природопользователю обязательных к исполнению предписаний об устранении имеющихся нарушений. Напротив, сущность диспозитивного (гражданско-правового) метода заключается в том, что вступающие в правоотношения субъекты формально равны и свободно выражают свое волеизъявление, заключая, например, договоры на тот или иной вид природопользования.

При этом и уполномоченные органы публичной власти, и потенциальные природопользователи наделяются помимо прав взаимными обязанностями, невыполнение которых в последующем может стать предметом судебного разбирательства. Система экологического права. Под системой понимается упорядочение чего-либо на основании определенных критериев.

Системность – неотъемлемый атрибут любой отрасли права, в том числе и экологического. В этом смысле экологическое право можно разбить на составные части, каждую из которых наполняет определенная группа правовых институтов, раскрывающих понятие и содержание конкретных экологических правоотношений. Исходя из сложившихся к настоящему времени представлений об отрасли экологического права, ее можно разделить на три части: общую, особенную, специальную.

Общая часть в экологическом праве является основополагающей, входящие в нее правовые институты пронизывают любую сферу экологических правоотношений, будь то вопросы природопользования, охраны окружающей среды или обеспечения экологической безопасности.

В состав общей части входят следующие вопросы: – понятие, предмет, метод и принципы экологического права; – полномочия органов государственной власти и муниципальных органов в экологической сфере; – основы управления в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; – экологические права граждан и общественных объединений; – экономический механизм (экономическое регулирование) природопользования и охраны окружающей среды; – основы экологической культуры населения; – ответственность за совершение экологических правонарушений и возмещение вреда, причиненного ими. Особенная часть экологического права раскрывает содержание общественных правоотношений, складывающихся применительно к конкретным объектам окружающей среды, а также определяет экологические требования к различным сферам хозяйственной и иной деятельности.

В ее состав входят вопросы: – использования и охраны земель, недр, вод, лесов, животного мира, природных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны; – охраны атмосферного воздуха; – соблюдения режима объектов природно-заповедного фонда и иных особо охраняемых природных территорий; – функционирования зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия; – соблюдение экологических требований в городах и иных населенных пунктах, в хозяйственной, оборонной и иных сферах деятельности.

К ведению специальной части экологического права относятся вопросы международно-правового сотрудничества, активным участником которого является Российская Федерация, и основ правового регулирования экологических отношений в зарубежных странах Источники экологического права.

Под источниками экологического права следует понимать нормативно-правовые акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Общепризнанные принципы и нормы международного права как источник экологического права. Иерархия эколого-правовых нормативных актов представляет собой много уровней.

Прежде вcero – уровень международный. Так, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ в области охраны окружающей среды.

Международные договоры РФ в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно.

В иных случаях наряду с международным договором РФ в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора РФ. 52.Экологические правоотношения. Принципы экологического права. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды.
Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды.

Система экологического права. Под системой понимается упорядо-чение чего-либо на основании определенных критериев. Системность – неотъемлемый атрибут любой отрасли права, в том числе и экологического.

В этом смысле экологическое право можно разбить на составные части, каждую из которых наполняет определенная группа правовых институтов, раскрывающих понятие и содержание конкретных экологических правоотношений.

Исходя из сложившихся к настоящему времени представлений об отрасли экологического права, ее можно разделить на три части: общую, особенную, специальную.

Общая часть в экологическом праве является основополагающей, входящие в нее правовые институты пронизывают любую сферу экологических правоотношений, будь то вопросы природопользования, охраны окружающей среды или обеспечения экологической безопасности.

В состав общей части входят следующие вопросы: – понятие, предмет, метод и принципы экологического права; – полномочия органов государственной власти и муниципальных органов в экологической сфере; – основы управления в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; – экологические права граждан и общественных объединений; – экономический механизм (экономическое регулирование) природо-пользования и охраны окружающей среды; – основы экологической культуры населения; – ответственность за совершение экологических правонарушений и возмещение вреда, причиненного ими. Особенная часть экологического права раскрывает содержание общественных правоотношений, складывающихся применительно к конкретным объектам окружающей среды, а также определяет экологические требования к различным сферам хозяйственной и иной деятельности.

В ее состав входят вопросы: – использования и охраны земель, недр, вод, лесов, животного мира, природных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны; – охраны атмосферного воздуха; – соблюдения режима объектов природно-заповедного фонда и иных особо охраняемых природных территорий; – функционирования зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия; – соблюдение экологических требований в городах и иных населенных пунктах, в хозяйственной, оборонной и иных сферах деятельности. К ведению специальной части экологического права относятся вопросы международно-правового сотрудничества, активным участником которого является Российская Федерация, и основ правового регулирования экологических отношений в зарубежных странах.

Принципы экологического права. Наукой экологического права к настоящему времени выработаны определенные основополагающие понятия, смысловые установки которых наполняют содержание экологических правоотношений, формируют поведение их участников. Такие понятия носят название принципов.

В последние годы наметилась тенденция включения принципов от-дельной статьей в состав федеральных законов. Так, ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» перечисляет двадцать три основных принципа охраны окружающей среды, а в ст. 3 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» закреплены семь основных принципов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха.

В ст. 1 Земельного кодекса РФ определено одиннадцать основных принципов земельного законодательства.

Назовем наиболее важные из них. Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека означает, что природопользование должно осуществляться таким образом, чтобы не создавать угрозу для жизни людей, не причинять вреда их здоровью. Равно как охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности имеют своей целью сохранение благоприятной для человека среды обитания.

В свою очередь, на защиту объектов окружающей среды направлена реализация принципа разумного сочетания экономических потребностей и экологических интересов в процессе взаимодействия человека и природы. Смысл этого принципа заключается в том, что человечество постоянно вынуждено заниматься воспроизводством материальных объектов и тем самым обречено на потребление природных ресурсов. Однако это потребление должно быть разумным, не истощительным для природы и по возможности опираться на возобновляемые запасы природы.

Принцип рационального использования природных ресурсов за-ключается в том, чтобы по возможности максимально использовать добываемые природные богатства, не допуская, например, выборочных вырубок лесов, необоснованного образования отходов из тех компонентов природы, которые можно освоить с учетом современного уровня развития науки и техники. К числу важных принципов экологического права нужно отнести принцип платности природопользования, согласно которому всякое за-грязнение окружающей среды, а также изъятие ее компонентов в процессе хозяйственной деятельности должны быть компенсированы природопользователем в разумных размерах, позволяющих направить вырученные средства на восстановление утраченных либо загрязненных природных объектов. Принцип неотвратимости ответственности за совершение экологических правонарушений означает, что всякое деяние, совершенное в противовес установленным экологическим требованиям, должно влечь за собой установленную законом ответственность.

Источники экологического права. Под источниками экологического права следует понимать нормативно-правовые акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Общепризнанные принципы и нормы международного права как источник экологического права. Иерархия эколого-правовых нормативных актов представляет собой много уровней. Прежде вcero – уровень международный.

Так, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ в области охраны окружающей среды.
4 ст. 15 Конституции РФ). Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ в области охраны окружающей среды.

Международные договоры РФ в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений междунартатья 11.

Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды 1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением 2.

Граждане имеют право: создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Граждане имеют право: создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

3. Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства. одного договора РФ. 53.Понятие, признаки и состав экологического правонарушения. экологическими правонарушениями следует рассматривать виновные (умышленные и неосторожные), противоправные, наказуемые в соответствии с нормами уголовного, гражданского, трудового законода-тельства и законодательства об административных правонарушениях деяния, посягающие на установленный порядок в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, последствия которых могут выражаться в причинении вреда объектам окружающей среды и (или) здоровью человека либо в создании угрозы наступления такого вреда.

Понятие «юридическая ответственность» трактуется в правовой лите-ратуре неоднозначно.

Однако во всех случаях юридическая ответственность – это специфическая обязанность претерпеть соответствующие лишения личного или материального характера за совершенное правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права. Специфика эколого-правовой ответственности заключается в следующем: все экологические правонарушения складываются в сфере охраны и использования окружающей среды; объектом посягательства является компонент окружающей среды, тесно связанный с ней (так, загрязнение вод искусственного водоема может быть квалифицировано и как хулиганство, и как повреждение личного имущества, но не как нарушение правил охраны водных ресурсов – ст. 8.13 КоАП РФ); экологическое правонарушение, как правило, двуобъектно: окружающая среда и здоровье человека.

Эколого-правовая ответственность проявляется в традиционных формах юридической ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой.

54.Юридическая ответственность в сфере экологии. Административная и уголовная и иные виды ответственности за экологические правонарушения. Основания освобождения от эколого-правовой ответственности.

Дисциплинарная ответственность в сфере природопользования и охраны окружающей среды предусмотрена за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, связанных с выполнением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также за нарушение требований экологического законодательства, вытекающих из трудовой функции. В соответствии со ст. 192 ТК РФ к виновным лицам могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение.

Законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания. Дисциплинарная ответственность может наступать лишь за экологические нарушения, совершенные работником в процессе исполнения своих трудовых обязанностей, и при условии, что работник нарушил экологические правила, исполнение которых входило в круг его трудовых функций в силу трудового договора или временного поручения администрации. Закон не устанавливает конкретных составов дисциплинарных проступков, за которые могло бы быть предусмотрено взыскание (как это имеет место в отношении административных или уголовных правонарушений).

Объект этого вида правонарушений двойной – правила внутреннего трудового распорядка и окружающая среда.

Применение дисциплинарной ответственности не требует жесткой процессуальной процедуры расследования нарушений и наложения взысканий. Из документов достаточно иметь объяснение от нарушителя по существу данного дисциплинарного дела (ст. 193 ТК РФ). Дисциплинарная ответственность применяется администрацией предприятия, на котором работает данный субъект экологического правонарушения, за нарушения только тех экологических правил, исполнение которых входит в трудовые обязанности нарушителя.

В отличие от дисциплинарной, административная ответственность имеет надведомственный характер, поскольку применяется не администра-цией предприятия, а судами, органами, должностными лицами, комиссиями, специально уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.

23.1 – 23.61 КоАП РФ). Административная ответственность в сфере использования и охраны окружающей среды имеет ряд специфических особенностей: ответственность может наступать только за конкретные правонарушения, указанные в законе как административные; субъектами ответственности по ней могут быть любые лица (как юридические, так и физические), которые в соответствии с законом ответственны за административные проступки; ответственность применяется в соответствии с компетенцией специального уполномоченного органа или должностного лица; применяется в определенном процессуальном порядке (сбор доказательств, протоколы нарушений, рассмотрение дела и т. д.); применяются только предусмотренные законом взыскания (ст. 3.2 КоАП РФ); возможно освобождение от них при малозначительности проступка (ст.

2.9 КоАП РФ). Административная ответственность в сфере природопользования и охраны окружающей среды дифференцируется на следующие виды экологических правонарушений: а) незаконные сделки с природными объектами: недрами, водами, ле-сами, животным миром.

Сами по себе эти правонарушения не наносят пря-мого вреда природной среде, но их совершение создает условия для экологических правонарушений.

Например, заполучив право лесопользования незаконным путем, нарушитель имеет возможность осуществлять рубку леса с нарушением существующих правил, и соответствующим природоохранительным службам будет трудно своевременно вскрыть это нарушение; б) самовольное экологопользование (хозяйственная эксплуатация природных объектов) (ст.

7.1, 8.1-8.40 КоАП РФ). Данные нарушения представляют собой непосредственное вторжение в экологические взаимосвязи и экологические системы, что чревато необратимыми последствиями.

Так, самовольное производство гидротехнических работ на водоемах может нанести непоправимый вред рыбному хозяйству, самовольная раскорчевка участков земли – повлечь нарушение экосистемы данного лесного участка, самовольная пастьба скота в лесах – отрицательно сказаться на лесных насаждениях и т.п.; в) самовольная переуступка права экологопользования (ст. 7.4 – 7.11 КоАП РФ). Она приводит к тому, что невозможно определить ответствен-ность конкретных лиц за ущерб, причиненный природным объектам, что влечет уклонение от ответственности, безнаказанность, порождающую новые правонарушения, и т.

п.; г) нецелевое использование природных объектов (ст. 8.6 – 8.8 КоАП РФ), представляющее собой общий вид нарушений права экологопользования. Так, использование рыбохозяйственных водоемов для организации на них пляжей не только противоречит цели водопользования, но и вредит рыбохозяйственным мероприятиям; д) нарушение правил экологопользования (ст.

8.8-8.14 КоАП РФ). Оно влечет специальный вид ответственности, который применяется за нарушения разнообразных и конкретных обязанностей по экологопользованию. Так, для наказания за невыполнение обязательных мероприятий по охране почв от эрозии необходимо наличие специальных противоэрозионных правил, выполнение которых входит в обязанности привлекаемого к ответственности лица; е) производственно-хозяйственная деятельность, наносящая вред природным объектам.

Подпадает под действие административной ответственности даже в том случае, если эта деятельность осуществлена без нарушения каких-либо правил.

Например, если сточными водами загрязнены или испорчены сельскохозяйственные земли, то виновные в этом должностные лица могут быть наказаны даже и в том случае, если они не нарушили производственных ГОСТов в своей деятельности. Критерием ответственности здесь является вред, нанесенный природному объекту.

Уголовная ответственность наступает за деяния в экологической сфере, имеющие наивысшую общественную опасность (ст. 14 УК РФ), при-меняется только судом после обязательной уголовно-процессуальной процедуры, и единственным основанием назначения наказания является приговор суда, имеет более суровые виды наказания, чем в других отраслях (ст.

14 УК РФ), при-меняется только судом после обязательной уголовно-процессуальной процедуры, и единственным основанием назначения наказания является приговор суда, имеет более суровые виды наказания, чем в других отраслях (ст. 44 УК РФ), субъектами здесь могут быть только физические лица, достигшие определенного возраста (ст. 20 УК РФ) и вменяемые. В УК РФ есть специальная глава «Экологические преступления», предусматривающая 17 составов преступлений, которые можно классифицировать в зависимости от объекта посягательства: 1.

Нарушения действующих правил в области экологопользования: ст. 246 (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ); ст. 247 (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов), ст.

248 (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами), ст. 249 (нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений).

2. Порча основных природных компонентов – вод, воздуха, земли и пр.: ст. 250 (загрязнение вод), ст. 251 (загрязнение атмосферы), ст.

252 (загрязнение морской среды), ст. 53 (нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ), ст. 254 (порча земли), ст. 255 (нарушение правил охраны и использования недр), ст.

257 (нарушение правил охраны рыбных запасов). 3. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны фауны: ст.

256 (незаконная добыча водных животных и растений), ст. 258 (незаконная охота). 4. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны флоры: ст.

259 (уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ), ст.

260 (незаконная порубка деревьев и кустарников), ст. 261 (уничтожение или повреждение лесов), ст. 262 (нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов).

В главу о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности разработчики внесли такие смежные с экологическим составы, как сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237) и уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст.

219) в части, касающейся природных комплексов или объектов). В главе

«Преступления против общественного порядка и общественного спокойствия»

имеются два состава: нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 219) и незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст.

220), которые предусматривают в качестве тяжелых последствий радиоактивное заражение окружающей среды. УК РФ ввел совершенно новый состав преступления – экоцид (ст. 358), поместив его в раздел

«Преступления против мира и безопасности человечества»

, что определило его основной объект.

Экологическая же сфера здесь выступает как дополнительный объект. Диспозиция данной статьи предусматривает массовое уничтожение растительности или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, вызывающих экологическую катастрофу.

Санкция за это преступление – лишение свободы на срок от 12 до 20 лет.

Трудовым кодексом РФ предусмотрена материальная ответствен-ность работника за ущерб, причиненный работодателю. Так как предприятие с потерпевшим находится в гражданских правоотношениях, то оно должно возместить причиненный его работником вред окружающей среде, имуществу юридических и физических лиц, здоровью человека. Связь же виновного работника и предприятия – трудовая, следовательно предусматривает компенсацию работником предприятия всех потерь, которые оно понесло перед потерпевшим.

Материальная ответственность за экологические правонарушения представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранность природной среды и применяемых к виновным в причинении экологического ущерба работникам предприятий, организаций и учреждений. Гражданско-правовая ответственность за нарушение правовых норм, обеспечивающих защиту животного и растительного мира, рациональное использование природных ресурсов, необходима для решения многих проблем экологического оздоровления страны. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст.

77 – 80), юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (при их отсутствии – в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды).

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств, в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (п.

3 ст. 78 Закона «Об охране окружающей среды»). Ст. 79 Закона «Об охране окружающей среды» предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

А ст. 80 устанавливает требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Основания освобождения от эколого-правовой ответственности Цель эколого-правовой ответственности заключается в защите условий существования общества, в силу чего сама ответственность не является самоцелью, автоматически наступающей за совершенное нарушение.

Если устранение нарушения, исправление и перевоспитание нарушителя наступили раньше, чем применено юридическое взыскание, то ответственность может не применяться. В силу этого законодательство предусматривает ряд оснований, которые освобождают виновных полностью или частично от определенных видов ответственности: 1.

Если совершенное экологическое правонарушение является мало-значительным (ст. 2.9 КоАП РФ; ст. 14 УК РФ). Под малозначительностью понимается относительно безвредное для общества и природы деяние, которое, однако, подпадает под признаки соответствующего экологического правонарушения. 2. Если экологическое правонарушение совершено в особых условиях, в которых невозможно было выполнить свои обязанности без оказания вреда природной среде.

Таковыми признаются: а) совершение правонарушения в состоянии крайней необходимости, т.

е. при устранении опасности, которую невозможно было устранить другими средствами, если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ; ст. 39 УК РФ). Например, для локализации очага лесного пожара пришлось сделать вырубку леса с целью создания просеки.

Стоимость вырубленного леса значительно ниже, чем спасенного, который мог погибнуть в предотвращенном лесном пожаре; б) совершение экологического правонарушения в состоянии нормального экологического риска. К сожалению, закон не дает четких критериев нормального производственно-хозяйственного риска, что затрудняет правоприменительную практику. 3. Если нарушена процедура привлечения к ответственности, которая выражается в двух основных формах: а) нарушение правил сбора и оформления доказательств по делу об экологическом правонарушении.

Например, телефонное сообщение судье, рассматривающему дело об экологическом правонарушении, не может служить доказательством по данному делу; б) нарушение процессуального порядка рассмотрения дела об экологическом правонарушении. Если, например, вначале будет вынесено постановление о наложении штрафа за нарушение природоохранительных правил, а затем будут собираться доказательства по данному делу. 4. Если экологическое правонарушение совершили лица, которые в соответствии с законом освобождены от ответственности: а) невменяемые правонарушители (ст.

21 УК РФ), поскольку деяние следует рассматривать в качестве несчастного случая, а виновного необхо-димо лечить, а не перевоспитывать; б) лица, которые освобождены от наказания законодательством.

Так, вопрос об ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за правонарушения, совершенные на территории страны, разрешается дипломатическим путем, если нарушители пользуются дипломатическим иммунитетом (ст. 2.6 КоАП РФ; ст. 12 УК РФ). Кроме того, дела об экологических нарушениях могут быть прекращены уже на стадии процесса рассмотрения с передачей материалов для принятия мер общественного воздействия или без таковых (ст. 5 УПК РСФСР), если обнаружилось отсутствие обстоятельств, являющихся обязательным основанием привлечения к эколого-правовой ответственности.

Таким образом, законодательство содержит механизм защиты от ситуаций, при которых применение эколого-правой ответственности нецелесообразно, что обеспечивает соблюдение принципа законности и целесообразности в экологическом праве.8 Читайте также:  

Метод правового регулирования экологического права

Метод правового регулирования — это способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. Он характеризует положение сторон в правоотношении; юридические факты, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений; определение прав и обязанностей субъектов; защиту их нрав и законных интересов; юридическую ответственность и т.д. Методы выявляются с учетом особенностей режима правового регулирования общественных отношений, которые составляют предмет отрасли.

Другими словами, методы правового регулирования обусловливаются характером регулируемых отношений.

Однако структура методов нс является точным отражением структуры регулируемых общественных отношений. В отдельных случаях к однородным общественным отношениям могут быть применены различные методы правового регулирования. В экологическом праве основным методом является метод экологизации.

Он имеет комплексный характер: в его состав входят административно-правовой и гражданско-правовой методы. Кроме того, выделяются другие способы регулирования экологических общественных отношений: метод общественного участия, историко-правовой, прогностический методы и т.д. Они играют вспомогательную роль.

Метод экологизации направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Его применение обусловлено спецификой предмета экологического права, заключающейся в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы и может быть успешно реализован только при условии подчинения данным законам. Например, пользователь земли, засеявший пахотный участок, может воздействовать на природнорастениеводческие экологические процессы (поливать, подкармливать растения, бороться с сорняками и т.п.), но не в состоянии изменить их естественный ход.

Этот метод сочетает в себе общеэкологический подход с дифференцированным, подобъектным: правовое регулирование осуществляется с позиций интересов сохранности экологической системы и с учетом особенностей природного объекта.

Он имеет следующие составляющие:

  1. — четкая регламентация правил экологопользования, которые обусловливаются, с одной стороны, спецификой объекта экологопользования, а с другой — правовым статусом экологопользователя. Так, охота регламентирована с учетом видовых особенностей дикой фауны исходя из уставной правоспособности организации, которой выделены охотничьи угодья (промысловой, научно-исследовательской и т.п.);
  2. — закрепление в законодательстве круга экологопользователей, а также физических и юридических лиц, которые в ходе осуществления своих жизнеобеспечивающих функций неизбежно влияют на экосистему страны. Законодателем определены пользователи земли, недропользователи, пользователи животного мира. Однако за пределами правового регулирования остаются попутные с ресурсовыми виды экологопользования (воздействие на окружающую среду, степень задействования экологических связей используемого объекта и т.п.), что не соответствует общему экологическому закону взаимосвязей. Статус природопользователя должен быть заменен статусом экологопользователя, поскольку каждое использование природного объекта неизбежно связано с воздействием на его экологические связи с другими природными объектами (гражданин, проезжающий на моторной лодке по водоему в период нереста рыбы, губит значительное число рыбной молоди; уничтожение браконьерами редких животных приносит невосполнимый вред фауне и т.п.). Представляется целесообразным использовать правила, установленные в отношении общих и специальных пользователей природных объектов в водном законодательстве, в отношении всех экологопользователей, поскольку статус общего и специального природопользования позволяет дифференцировать права и обязанности общих и специальных экологопользователей;
  3. — закрепление в законодательстве тех элементов экологической системы страны, которые экологически и экономически значимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (см., в частности, федеральные законы от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»). Преимущественно экономический (ириродоресурсовый) подход в правовом регулировании использования природных объектов оставляет за пределами нрава многие элементы экосистемы. Необходимо придать правовой статус экологическим связям природных объектов, имеющих большую значимость; закрепить ландшафтный подход к отводу земель и формированию регионов и т.п. Только при этом природоресурсовые нормы превратятся в экологические и будет реализована первая составляющая метода экологизации;
  4. — установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Законом предусмотрена дисциплинарная, административная (ст. 3.1—3.10, 8.1—8.10 КоАП РФ), уголовная (ст. 246—262 УК РФ), материальная и специальная (лишение права пользования теми или иными объектами, изъятие объектов и др.) ответственность.
  5. — закрепление в законодательстве структур органов, осуществляющих регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны (Минприроды России), межведомственные и ведомственные службы и т.д.;

Подход к установлению прав и обязанностей субъектов правоотношений может быть императивным или диспозитивным. Императивный подход выражается в установлении обязательных предписаний и запретов. Интересы экологопользователей не всегда совпадают с общественными интересами, поэтому им вменяется строго целевое, рациональное, комплексное использование переданных им в пользование природных объектов.

Установление запретов применяется в тех элементах экологопользования, где происходит столкновение личных (групповых) интересов с государственными (общенародными) и проблема не может быть решена без правового вмешательства.

Соблюдение запретов обеспечивается применением мер ответственности за их нарушение.

Так, запрещение выбросов в атмосферу вредных отходов, превышающих предельно допустимые нормы, обеспечено возможным привлечением к административной или уголовной ответственности (ст.

8.21 КоАП РФ, ст. 251 УК РФ).

Диспозитивный подход реализуется в трех основных формах: рекомендаций, санкционирования принятых экологопользователями решений и разрешений. Рекомендации представляют собой примерные правила, в ходе применения которых экологопользователи вправе применять местное правотворчество. При санкционировании субъект правоотношений наделяется правом принимать решения по установленному кругу общественных отношений, но его решения вступают в юридическую силу только с момента утверждения компетентным органом.

Разрешение — это предоставление неограниченного права принимать решения по определенному круг}’ вопросов.

Метод общественного участия обусловлен тем, что экологическое право имеет своим источником совокупный общественный интерес в сохранении и воспроизводстве объектов окружающей среды, рассматриваемых в качестве необходимого условия существования социума.

Институт общественного участия в решении экологических проблем в Российской Федерации находится в процессе развития.

Основой его реализации является широкое участие граждан в нормотворчестве (путем выражения своего мнения по вопросам экологии на референдумах, слушаниях, при проведении общественной экологической экспертизы, избрании депутатов, лоббировании законопроектов и др.).

В частности, права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы, а также их право на проведение общественной экологической экспертизы закреплены в ст. 19, 20 Закона об экологической экспертизе.

Метод общественного участия основывается на следующих принципах:

  1. — взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления;
  2. — обязательный учет экологических общественных интересов;
  3. — информирование общественности и доступность нормотворческих процедур для участия в них граждан.

есть способ правового воздействия на экологические общественные отношения посредством законодательного закрепления всех элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования структуры органов управления и круга экологопользователей.

Из этого следует необходимость установления четкой регламентации правил экологопользования с активным привлечением общественности к решению всех экологических проблем.

Правомочия субъектов экологических правоотношений устанавливаются с помощью императивного или диспозитивного подхода.

Различия в предмете и методе правового регулирования отличают экологическое право от природоресурсового права. Предметом экологического права являются общественные отношения, которые касаются не столько самих природных объектов, сколько их внутренних и внешних связей, свойств, состояний, процессов, происходящих в них. Экологическое право регулирует общественные экологические отношения, в то время как природоресурсовое право сужает их круг до экономически значимых.

Предметом природоресурсового права выступают только общественные отношения, складывающиеся по поводу отдельных природных компонентов: земли, ее недр, лесов, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха и др.

Такое различие обусловлено тем, что человек поделил природные объекты на выгодные и невыгодные для него, не принимая во внимание то обстоятельство, что порой «невыгодные» элементы природного объекта являются условиями существования «выгодных».

В этом смысле природоресурсовое право более эгоистично по отношению к природе, чем экологическое право, которое также регулирует потребительские отношения в обществе, стремясь при этом не причинить ущерба природе как системе, объединяющей экологические системы. По методу правового регулирования экологическое право также отличается от природоресурсового.

Если для природоресурсового права характерен волевой подход (делать так, как этого требуют экономические интересы общества), то экологическое право предполагает прежде всего соблюдение экологического принципа сохранения природы как системы, совокупности экологических систем и лишь при выполнении этого условия позволяет поступить так, как этого требуют экономические интересы. Эколого-правовое регулирование взаимоотношений общества и природы качественно отличается от природоресурсового еще и тем, что оно осуществляется в соответствии с основными экологическими законами. Иначе говоря, метод экологического права предполагает приоритет действия основных законов экологии, в частности, следующих:

  1. — «все видоизменяется» (закон неисчезаемости материи);
  2. — «природа знает лучше» (приоритет законов экологии над другими законами, предостерегает человечество от самоуверенности);
  3. — «все связано со всем» (закон всеобщей взаимосвязи);
  4. — «ничто не дается даром» (без последствий не остается ни одно действие).

За последние годы в законодательстве ужесточаются требования, обязывающие экологопользователей действовать с учетом сохранности всей окружающей среды.

Например, действия объектов хозяйственной и иной деятельности, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды (ст. 15 Закона об охране атмосферного воздуха); в соответствии со ст. 54 Закона об охране окружающей среды в целях охраны озонового слоя атмосферы от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности введены запреты на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и др.).

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+