Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Последнее преступление в информационной среды

Последнее преступление в информационной среды

Мошенники ушли в Сеть


Оказалось, что этот показатель продемонстрировал чудовищную динамику — в 2018 году кибермошенничеств было совершено на 68,5 процента меньше.Всего в январе-декабре 2021 года зарегистрировано 294,4 тысячи преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.В МВД подсчитали, что в общем объеме правонарушений на долю преступлений с использованием IT-технологий приходится 14,5 процента. Тогда как годом ранее аналогичный показатель составлял 8,8 процента.При этом почти половина всех зафиксированных киберпреступлений (48,5 процента) относится к категориям тяжких и особо тяжких. Таким образом, за прошлый год их насчитывается 142,7 тысячи, что на 149 процентов больше, чем в 2018 году.Есть полицейским и чем похвалиться.

Оказывается, практически все подобные преступления раскрываются силами сотрудников МВД. По данным полицейских, 98,4 процента выявляются органами внутренних дел.По данным МВД, значительно выросло количество преступлений, совершенных через интернет (44 процента). На 130 процентов чаще стали фиксироваться преступления, связанные с использованием банковских карт.

И на 91 процент возросло количество мошенничеств с применением мобильных телефонов.По данным лаборатории компьютерной криминалистики антихакерской компании Group-IB, самым популярным видом кибермошенничества в России является фишинг.

Это когда злоумышленник звонит жертве и представляется сотрудником банка или какой-либо госструктуры.Напомним, в конце прошлого года глава МВД Владимир Колокольцев сообщил, что в ведомстве будут созданы специальные структуры для борьбы с киберпреступлениями. Министр пояснял, что новые подразделения сформируют по отраслевому принципу в пределах имеющейся штатной численности.Кроме того, было запланировано существенно увеличить штат Бюро специальных технических мероприятий МВД России, а также их подразделения на региональном уровне.

Это структура, отвечающая за использование полицейскими различных технических устройств и гаджетов.Стоит заметить, что вчера в России и еще в 48 странах отмечали День защиты персональных данных.

С 2006 года ежегодно отмечается 28 января.Пять советов по защите от мошенничества с банкоматами:

Преступления в сети «Интернет»

21 мая 2018Интернет давно и прочно вошел в человеческую жизнь. Люди общаются друг с другом, покупают товары, делятся фотографиями в соцсетях, зарабатывают деньги – все это благодаря интернету.

очень распространенная вещь. Как себя обезопасить от этого можно узнать на консультации у юриста.Преступники тоже не дремлют, так же как в реальной жизни они могут совершать преступления по интернету, иногда преднамеренно, иногда по неосторожности, надеясь, что их не смогут вычислить. Помощь юриста очень важна для того, чтобы раскрыть преступления в сети «Интернет».Но и виртуальная жизнь подчиняется реальным законам, по которым даже могут возбудить против человека, совершившего преступление через интернет, уголовное дело. Какие же виды преступлений распространены в интернете?Помимо того, что заработок в сети не облагается никакими налогами, и участникам сделок не грозит , существует опасность стать жертвой преступного деяния.

Какие виды преступлений распространены в интернете? Это преступные деяния, совершенные посредством сети интернет.

  1. Письма от мошенников являются преступлениями по интернету, их трудно отличить от настоящих, так как они научились подделке своих писем под сообщения от различных официальных организаций, на консультации у юриста об этом можно узнать подробнее. Ими применяются и логотипы компаний, и стиль написания. В таких письмах содержится ссылка с просьбой перейти по ней для того, чтобы пользователь ввел свои реквизиты, будто бы для своей безопасности. Ничего не подозревая, пользователь переходит на сайт, который трудно отличить от настоящего, и вводит там свои данные. После чего преступники получают доступ к его счету, а пользователь попадает на их настоящий сайт.
  2. Разновидностью кардинга является фишинг – это очень серьезное преступление через интернет. Это такие уведомления, отправленные якобы администраторами систем платежей или от банка, почтовых серверов или из соцсетей. В этих уведомлениях содержатся призывы пройти по указанной ссылке, чтобы украсть учетные данные пользователя в виде логина и пароля. Целью таких манипуляций может быть счет в банке, учетная запись в платежных системах, электронная почта и социальные сети. Как только мошенники получают то, что им нужно, то они быстро применяют это для доступа к счету банка пользователя.
  3. Кардинг — вид преступления в сети интернет, представляющий способ мошенничества с банковскими картами. Мошенниками производится похищение банковских реквизитов карты с помощью взлома серверов интернет-магазинов, систем платежей или с персонального компьютера пользователя.
  4. Уведомления о выигрыше. Этот вид преступления заключается в том, что на е-мэйл пользователя присылается письмо о том, что он будто бы получил приз в виде крупной суммы или автомобиля. Мошенники таким пытаются выманить у пользователя определенную сумму денежных средств будто бы для получения его выигрыша. Она может колебаться от нескольких сотен до нескольких тысяч. По словам преступников, это налог на приз. Пользователь должен заподозрить неладное, так как он не принимал участия в каких-либо лотереях, в которых мог бы что-то выиграть. Если потерять бдительность и не заметить преступления через интернет, то можно понести большую потерю в виде денег, тогда придется прибегать к помощи юриста.

Более подробно можете прочитать на сайте Квалификация преступлений, применяемая в уголовном праве – это не только сложная, но и важная проблема для расследований и судебных процессов.Понятие квалификация преступлений подразумевает выявление и юридическое фиксирование точного соотношения между физическими признаками и признаками состава преступного деяния, попадающее под юрисдикцию уголовно-правовой нормы.Под квалификацией понимается последовательный логический процесс, который направлен на выяснение признаков, попадающих под юрисдикцию уголовно-правовой нормой.Особенности квалификации преступлений, совершенных в сети интернет в том, что эти правонарушения сложно разграничить как между собой, так и с другими видами преступлений, предметом которых является информация, находящаяся на компьютерном носителе, системе ПК или компьютерных сетях.

В этом деле поможет консультация юриста. Более подробно можете прочитать на сайте .

а также получить консультацию юристов и адвокатов более 1200 городов РФ онлайн.Возможно вам будет интересноссылка на источник —

Информационные преступления

Информационное преступление — противоправное, общественно опасное, виновное деяние (действие или бездействие), совершенное в информационной сфере, а также с использованием информационной инфраструктуры, причинившее существенный вред охраняемым законом правам и интересам личности, общества и государства. Очевидно, что один из главных признаков такого деяния — его совершение в информационной сфере, т.е. в области поиска, производства, хранения, передачи, распространения и использования информации.

Специальный признак информационных преступлений (повторим) — это область человеческой деятельности, связанная с применением информационных систем, информационных технологий и других элементов информационной инфраструктуры. В последнее время в текст УК РФ все чаще включаются составы преступлений, совершаемых в разных областях общественных отношений, но с использованием информационных систем и информационных технологий. И хотя такие преступления совершаются в сферах, не связанных с информацией, они также относятся к информационным по способу совершения.

В частности, информационные системы и информационные технологии могут представлять собой технические и технологические средства (инструменты) воздействия на предмет преступления и достижения его результата, т.е. завладения материальным или нематериальным благом.

Для информационного преступления важное значение имеет понятие его объекта, т.е. области общественных отношений, которые взяты под охрану уголовным законом и на которые направлен умысел злоумышленника. Если следовать общепризнанной классификации объектов преступления (родовой, видовой, непосредственный), то система информационных преступлений будет выглядеть следующим образом.

Информационная сфера как область общественных отношений является родовым объектом информационного преступления.

Такой объект назван только в гл.
28 УК РФ «Преступления в сфере компьютерной информации», в состав которой включены такие составы:

  1. ? нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационнотелекоммуникационных сетей (ст. 274 УК РФ).
  2. ? неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ);
  3. ? создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ);

В остальных случаях информационная сфера включена в нормы УК РФ в качестве непосредственного объекта преступления в составе других родовых объектов.

Например, отношения в области конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19 УК РФ) являются родовым объектом преступления, а отношения в области нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137) — непосредственным объектом преступления. Приведем другие виды информационных преступлений в области конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл.

Приведем другие виды информационных преступлений в области конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19 УК РФ): ст. 138 (нарушение тайны связи), ст.

140 (отказ в предоставлении информации), ст.

155 (разглашение тайны усыновления) и др.

Также соотносятся родовой и непосредственный объект информационных преступлений в других сферах:

  1. ? информационные преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) — ст. 170.1 (фальсификация единого государственного реестра и реестра владельцев ценных бумаг), ст. 183 (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну), ст. 185.1 (злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах), ст. 185.6 (неправомерное использование инсайдерской информации) и др.;
  2. ? информационные преступления в сфере собственности (гл. 21 УК РФ) — ст. 159.3 (мошенничество с использованием платежных карт), ст. 159.6 (мошенничество в сфере компьютерной информации) и др.;
  3. ? информационные преступления против основ конституционного строя и государственной власти (гл. 29 УК РФ) — ст. 283 (разглашение государственной тайны), ст. 284 (утрата документов, содержащих государственную тайну) и др.
  4. ? информационные преступления против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ) — ст. 242 (незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов), ст. 242.1 (изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних) и др.;

Действия злоумышленника всегда направлены именно на предмет преступления, в котором проявляются определенные стороны или свойства общественных отношений (объекта) и при воздействии на который причиняется социально опасный вред в сфере этих общественных отношений. В то же время преступное воздействие на предмет преступления может быть самым разнообразным, что зависит как от способа воздействия или применяемых орудий, так и от соответствующих криминальных целей субъекта преступления. Предметом информационного преступления является то материальное и нематериальное благо, на которое направлены преступные действия: деньги, ценные вещи, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация, частная жизнь человека, составляющие тайну сведения, компьютерная информация и др.

Способ совершения преступления имеет важное значение не только для его квалификации, но и для выявления обстоятельств, отягчающих наказание (например, совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химикофармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения — п.

«к» ст. 63 УК РФ). Информационные системы и информационные технологии как способ и средство воздействия на предмет преступления намного облегчают доведение умысла до его завершения, поэтому они стали использоваться как квалифицирующие признаки преступлений.

Например, к информационным преступлениям по способу совершения (с использованием технических средств, информационных технологий и сети «Интернет») относятся:

  1. ? использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов (ст. 242.2 УК РФ) и др.
  2. ? незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств (ст. 228.1 УК РФ);
  3. ? мошенничество с использованием платежных карт (ст. 159.3 УК РФ);
  4. ? манипулирование рынком (ст. 185.зУК РФ);
  5. ? незаконные организация и проведение азартных игр (ст. 171.2 УК РФ);
  6. ? мошенничество в сфере компьютерной информации (ст. 159.6 УК РФ);

Причем при сбыте наркотических средств использование сети «Интернет» рассматривается в тексте УК РФ как отдельный квалифицирующий признак в п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, где предусматривается более серьезное наказание, чем за простой их сбыт (до 12 лет лишения свободы).

Таким образом, составы информационных преступлений распределены в УК РФ не только в зависимости от соотношения родового и непосредственного объекта посягательства, но и в зависимости от способа совершения преступления, т.е.

использования информационной инфраструктуры.

  1. Уголовное право России. Общая часть: учеб. / под ред. В. П. Ревина. М., 2009.

Преступность в информационной сфере как угроза информационной безопасности при формировании информационного общества в условиях глобализации

Сегодня среди угроз международной информационной безопасности (МИБ) информационные преступления, IT-преступления или киберпреступления, несмотря на различия в терминологии, это не просто противоправные деяния, а именно деяния преступного характера, которые находятся в одном ряду с такими угрозами, как использование ИКТ в качестве информационного оружия в военно-политических целях, противоречащих международному праву, для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности в террористических целях, а также для вмешательства во внутренние дела суверенных государств.

Понятие «киберпреступность» применяется широко, хотя и не носит определенного характера. Также нечеткими являются понятия IT-crime, e-crime, high-tech crime. Применяемые в различных государствах, они отличаются не только названиями, но и, безусловно, по сути своим содержанием. В условиях динамичного развития и применения информационных технологий неизбежно возникает проблема защиты общества от их использования в преступных целях.
В условиях динамичного развития и применения информационных технологий неизбежно возникает проблема защиты общества от их использования в преступных целях.

Преступность в сфере высоких технологий не имеет границ и составляет угрозу МИБ. Профилактика и сдерживание киберпреступности и кибертерроризма — это комплексная проблема, и законы должны соответствовать требованиям, предъявляемым современным уровнем развития технологий, в связи с чем необходима унификация и совершенствование национальных законодательств, регулирующих распространение информации в телекоммуникационных сетях общего пользования. Приоритетным направлением является также организация взаимодействия и координации усилий правоохранительных органов, спецслужб, судебной системы, обеспечение их необходимой материально-технической базой.

В России обычно применяется термин «информационные преступления», или «компьютерные преступления», так даже называется гл.

28 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за компьютерные преступления. Информация, информационные ресурсы, информационные технологии все чаще являются предметом и целью преступных посягательств. Отличительными чертами информационной преступности является массовость атак и нацеленность на обычных пользователей.

Основной целью злоумышленников является получение прямой финансовой выгоды. Банковские троянцы, кликеры, ботнеты, вымогатели, мобильные угрозы и т.п.

— все это составляет сегодня более 90% от общего количества современных угроз. Атакующие обычно довольно узко специализируются либо под конкретную цель, либо под конкретного заказчика.

А такой целью нередко выступает кража информации, интеллектуальной собственности, неправомерный доступ к ней, модификация и т.д. Непосредственная финансовая выгода часто не является прямой целью атакующих.

В эту же группу целесообразно включать различные виды вредоносных программ, создаваемых некоторыми компаниями по заказу правоохранительных органов разных стран и практически открыто предлагаемых на продажу (например, разработки компаний GammaGroup, HackingTeam SRL). Источником этой угрозы являются лица или организации, осуществляющие неправомерное использование информационных ресурсов или несанкционированное вмешательство в такие ресурсы в преступных целях.

Как средство или способ совершения преступления, а также средство связи глобальные компьютерные сети могут использоваться при подготовке и совершении преступлений, предусмотренных УК РФ (ст.

206, 208, 211,272-274, 277 и др.).

Для расследования террористической и экстремистской деятельности, осуществляемой с применением информационно-телекоммуникационных технологий, используются положения Будапештской конвенции о киберпреступности 2001 г.

Кроме того, 28 января 2003 г. ряд государств подписали Дополнительный протокол к указанной Конвенции, целью которого является введение уголовной ответственности за правонарушения, связанные с проявлением расизма и ксенофобии, совершенные посредством компьютерных систем. В нем отмечается, что нормы как международного, так и национального права должны обеспечивать адекватные и законные ответные меры в борьбе против пропаганды расизма и ксенофобии, проводимой посредством компьютерных систем.

Особенностями информационных, или компьютерных, преступлений является не только высокотехнологичность, быстродействие и трансграничность, но также анонимность, которая создает возможность скрыть личность преступника, его местонахождение, а также впечатление безнаказанности, а значит, и поощряет к неблаговидным поступкам и преступным деяниям. Информация, информационные ресурсы и технологии выступают предметом и целью преступных посягательств, средой, в которой совершаются противоправные деяния, а также являются средством (орудием) преступления, чем объясняется и имеющееся сегодня разнообразие информационной преступности (преступлений), которая прошла быстрый путь, став одной из серьезнейших угроз не только национальной, но и международной безопасности. Поэтому так важен вопрос правового регулирования в этой сфере.

В УК РФ была включена гл. 28 «Преступления в сфере компьютерной информации», и это стало важной новеллой в уголовном законодательстве. Была создана правовая основа противодействия информационной преступности, хотя по поводу се достаточности и полноты продолжаются дискуссии. Динамика компьютерной преступности в России с начала десятилетия очевидна, меняется, но лидером остается ст.

272 УК РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информации», даже с учетом латентности этих видов преступлений, поскольку огромное количество жертв зачастую никуда не обращается по различным причинам (чтобы не нанести ущерб престижу, деловой репутации, сохранить в тайне финансовые вопросы и т.д.).

Одной из важнейших правовых проблем правового регулирования в информационной сфере является определение юрисдикции сторон в отношении совершенных правонарушений.

Статья 22 вышеназванной Будапештской конвенции о киберпреступности 2001 г. устанавливает юрисдикцию по принципу территориальности (в том числе принадлежности самолета или судна) или гражданства правонарушителя.

Однако при этом недостаточно учитывается экстерриториальность глобальных информационно-телекоммуникационных сетей. Признаками информационных преступлений являются:

  1. — использование информационных ресурсов и методов для совершения таких преступлений, как мошенничество, хищение, вымогательство, контрабанда, незаконная торговля наркотиками, распространение детской порнографии и т.д.
  2. — проникновение в информационные системы для нарушения целостности, доступности и конфиденциальности информации:
  3. — осуществление DOS-атак (отказ в обслуживании) и иных негативных воздействий;
  4. — причинение ущерба информационным ресурсам;
  5. — нарушение законных прав и свобод граждан в информационной сфере, в том числе права интеллектуальной собственности и неприкосновенности частной жизни;
  6. — умышленное изготовление и распространение компьютерных вирусов и других вредоносных программ;

Кстати, следует отметить, что одной из наиболее распространенных угроз сегодня является применение DDoS-атак — самых распространенных преступлений в информационной сфере во всем мире. Не только потому, что эта угроза приобретает планетарные масштабы, но и потому, что, по мнению специалистов, эффективность их обнаружения прямо пропорциональна уровню сбора и анализа статистики.

Аббревиатура DDoS на русский язык переводится как «распределенный отказ обслуживания», и ее цель — парализовать работу системы.

Необходимо иметь в виду, что история появления атак поучительна, поскольку технология, которая легла в основу этой разновидности хакерских атак, была создана исключительно в мирных целях: она активно использовалась для изучения пропускной способности каналов передачи данных и для проверки их поведения в условиях пиковых нагрузок. Однако в определенный момент эта технология нашла преступное применение.

Первые случаи хакерских DDoS-атак были зарегистрированы в 1996 г., а в настоящее время DDoS стал гораздо большей проблемой, чем «спам» (нежелательные почтовые рассылки). В большинстве европейских государств и США приняты специальные акты, определяющие хакерские атаки и ответственность за их реализацию. Источником угрозы использования доминирующего положения в информационном пространстве в ущерб интересам и безопасности других стран является неравномерность в развитии информационных технологий в различных государствах и существующая тенденция к увеличению «цифрового разрыва» между развитыми и развивающимися странами.

Некоторые государства, имеющие преимущества в развитии информационных технологий, умышленно ограничивают развитие других стран и получение доступа к информационным технологиям, что приводит к возникновению серьезной опасности для государств с недостаточными информационными возможностями.

Признаками этой угрозы являются:

  1. — контроль и монополизация рынка информационных технологий и продуктов в ущерб интересам и безопасности государств.
  2. — монополизация производства программного обеспечения и оборудования информационных инфраструктур, ограничение участия государств в международном информационно-технологическом сотрудничестве, препятствующее их развитию и увеличивающее зависимость этих стран от более развитых государств;
  3. — встраивание скрытых возможностей и функций в программное обеспечение и оборудование, поставляемые в другие страны, для контроля и влияния на информационные ресурсы и (или) критически важные структуры этих стран;

Источником угрозы для государства является распространение информации, наносящей вред общественно-политической и социально-экономической системам, духовной, нравственной и культурной среде других государств. Ее признаки — появление и тиражирование в электронных (радио и телевидение) и прочих СМИ, в сети Интернет и других сетях информационного обмена информации: искажающей представление о политической системе, общественном строе, внешней и внутренней политике, важных политических и общественных процессах в государстве, духовных, нравственных и культурных ценностях его населения; пропагандирующей идеи терроризма, сепаратизма и экстремизма; разжигающей межнациональную, межрасовую и межконфессиональную вражду.

Источниками угроз безопасному и стабильному функционированию глобальных и национальных информационных инфраструктур, имеющих природный и (или) техногенный характер, выступают стихийные бедствия и другие опасные природные явления, а также катастрофы техногенного характера, возникающие внезапно или в результате длительного процесса, способные оказать масштабное разрушительное воздействие на информационные ресурсы государства. Их признаки — нарушение функционирования объектов информационной инфраструктуры и, как следствие, дестабилизация критически важных структур, государственных систем управления и принятия решений, результаты которой прямо затрагивают безопасность государства и общества.

Вопросы, связанные с оперативно-разыскной деятельностью, расследованием преступлений в информационной сфере, могут решаться в рамках сотрудничества по линии Интерпола и Европола, а также оказания правовой помощи по уголовным делам, что вытекает, например, из Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 г.

В рамках СНГ действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Российской Федерацией заключено также более 20 двусторонних соглашений с различными государствами в этой области.

Порядок оказания правовой помощи и взаимодействия с судебными и правоохранительными органами компетентных государств регулируется ст. 453—459 УПК РФ. Необходимо учитывать, что распространение вредоносной информации в глобальных информационно-телекоммуникационных сетях, а также другие правонарушения в этой сфере, признаваемые таковыми в одном государстве или группе государств, в других государствах могут не рассматриваться как противоправные, что также приводит к противоречиям.

В связи с этим, возвращаясь к вопросу о юрисдикции, важно отметить, что в российском уголовном законодательстве, в частности в ст.

12 УК РФ, допускается привлечение к уголовной ответственности также иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно на ее территории, за преступления, совершенные за границей против интересов Российской Федерации. Очевидна роль международных процессов, направленных на достижение межгосударственных договоренностей в этой области.

В данном направлении активная работа ведется в рамках ШОС (см. гл. 4 настоящего учебника) и других региональных организациях. Необходимы гармонизация международных правовых норм и унификация национальных законодательств государств, определяющих составы правонарушений в сфере Интернета, выработка единого подхода к установлению юрисдикции и обсуждение этих вопросов на площадке ООН, Международного союза электросвязи и других с учетом предложений России, а также заключение соответствующих межгосударственных соглашений.

Вместе с тем необходимо отметить, что Всекитайским собранием народных представителей еще 28 декабря 2000 г.

было принято постановление «Об обеспечении безопасности сети Интернет», в котором в целях обеспечения безопасного функционирования Интернета установлены следующие виды преступлений и уголовная ответственность виновных в соответствии с положениями уголовного права за их совершение:

  1. — преднамеренное создание и распространение компьютерных вирусов и других программ деструктивного характера, атаки на компьютерные системы и коммуникационные сети, приводящие к их повреждению;
  2. — нарушение государственных правил, самопроизвольная приостановка компьютерной сети или услуг связи, приводящая к невозможности их нормального функционирования.
  3. — проникновение в информационные системы, связанные с государственными делами, укреплением обороноспособности, передовыми сферами науки и техники;

Следует отмстить, что в целях защиты государственной безопасности и общественной стабильности в Китае установлена уголовная ответственность за следующие виды деятельности, которые считаются преступлениями:

  1. — использование Интернета для создания слухов, клеветы, а также размещения и распространения другого рода деструктивной информации, призывы к свержению государственной власти и социалистического строя, а также призывы к расколу страны и нарушению дела объединения страны;
  2. — использование Интернета для создания организаций сектантского характера, ведения контактов между их членами, нарушения действия национального законодательства и административных положений.
  3. — использование Интернета для разжигания межнациональной вражды, дискриминации, нарушения национальной сплоченности;
  4. — похищение или выдача через Интернет государственной тайны, разведки и военных секретов;

В целях обеспечения порядка в рыночной экономике и в общественном управлении следующие виды деятельности считаются преступлениями и влекут преследование виновных в соответствии с положениями уголовного права за использование Интернета: продажа контрафактной продукции или распространение ложной информации о товарах и услугах; подрыв деловой репутации других лиц и репутации различных товаров; нарушение авторских прав; создание и распространение ложной информации, негативно сказывающейся на сделках с акциями, сезонными товарами и нарушающей финансовый порядок; создание порнографических сайтов и веб-страниц, предоставление серверов для порнографических сайтов или распространение изданий, видео-, аудио- и фотоматериалов порнографического характера. В целях защиты личностных, имущественных и других законных интересов физических, юридических лиц и других организаций преступлениями считаются такие виды деятельности, как:

  1. — незаконный перехват, изменение, удаление электронной почты или иных данных других лиц, нарушение свободы переписки и тайны граждан в области телекоммуникаций;
  2. — использование Интернета с целью хищения, мошенничества и вымогательства.
  3. — использование Интернета для нанесения оскорблений другим людям или фабрикации фактов с целью очернения кого-либо;

За использование Интернета с целью осуществления незаконных действий и нарушение управления общественным порядком, не являющееся преступным деянием, органы общественной безопасности Китая накладывают взыскания в соответствии с правилами наложения взысканий за нарушение системы управления общественной безопасностью. За нарушение других законов и правил, не являющихся преступным деянием, применяются административные формы наказания; в отношении руководителя, несущего непосредственную ответственность, и другие непосредственно ответственные лица в соответствии с законодательством несут административное наказание или к ним применяются дисциплинарные меры воздействия.

Если использование Интернета нарушает законные права и интересы других лиц и относится к компетенции гражданского права, то в соответствии с законодательством нарушитель должен понести гражданскую ответственность. В большинстве стран установлена уголовная ответственность за распространение вредоносных программ, к которым можно отнести и программы-шпионы. Однако, учитывая низкую вероятность привлечения к ответственности всех распространителей таких программ, более 100 экспертов, представляющих антивирусные компании, научно-исследовательские организации и компании, занимающиеся предоставлением услуг доступа в Интернет, неофициально объединили усилия в борьбе с сетями компьютеров-зомби.

Таким образом, механизмы саморегулирования полностью отрицать не следует: они применяются в Интернете и могут успешно сочетаться с правовым регулированием. Для развития правовых механизмов борьбы с киберпреступностью необходимо дать корректные определения таким явлениям, как «киберпреступность», «компьютерные преступления», «кибертерроризм», чтобы отграничить их друг от друга и от смежных понятий.

В соответствии с рекомендациями экспертов ООН термин «киберпреступность» подразумевает любое преступление, которое может совершаться с помощью компьютерной системы или сети, в рамках компьютерной системы или сети либо против компьютерной системы или сети. Будапештская конвенция о киберпреступности 2001 г.

выделяет четыре вида собственно компьютерных преступлений, связанных с нарушением конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных данных и систем. Остальные преступления, в которых компьютер является орудием или средством совершения преступления (например, размещение в сети детской порнографии и иных запрещенных материалов), должны, по мнению многих экспертов, рассматриваться как традиционные преступления, но правовые механизмы их расследования должны быть адекватными средствам совершения этих преступлений. Эго обусловлено особенностями ИКТ: скоростью совершения действий, транснациональностью, анонимностью, масштабностью последствий и др.

Кибертерроризм является одной из наиболее опасных разновидностей киберпреступности, однако учитывая его большую общественную опасность он выделяется в качестве самостоятельной приоритетной угрозы.

При этом объектом посягательств выступают информационные компьютерные системы, либо информационные сети используются для взаимодействия террористических групп, но не для непосредственного совершения террористического акта. Однако понятие «кибертерроризм» пока четко не определено. Для традиционных преступлений, совершаемых с использованием компьютерных сетей и систем, нормы ответственности, как правило, общие, но проблема нередко переходит в плоскость процессуальную (регламентация действий по электронному обыску, изъятию данных, документирование подготавливаемых и совершенных преступных деяний на территории других государств и т.д.).

Особый интерес в связи с этим представляет национальное законодательство Бельгии, устанавливающее ответственность поставщиков услуг Интернета за размещение пользователями на серверах информации экстремистского и расистского характера, а также любых других публикаций, унижающих человеческое достоинство. В области СМИ, к которым в Бельгии относится и Интернет, применяется принцип «каскадной» ответственности: в случае невозможности определить автора к суду привлекается редактор, далее — издатель и, наконец, распространитель.

Соответственно, провайдер будет привлекаться к суду, если автор материала неизвестен либо находится за пределами Бельгии.

Схожая система привлечения к ответственности действует в Швейцарии. Однако при этом ответственность несут только так называемые контент-провайдеры как виновники преступного действия, поскольку они выступают авторами либо редакторами соответствующей информации.

Однако актуальным является вопрос об ответственности в сетях электронных средств связи и СМИ, хостинг- и эксес-провайдеров в качестве зачинщиков, сообщников или пособников ее распространения.

К хостинг-провайдерам приравниваются автоматизированные поисковые машины (google.com, altavista.com и т.п.).

Эксес-провайдеры несут ответственность в случае, если они активно участвуют в распространении незаконной информации, осуществляемом контент-провайдерами. В Нидерландах законодательно предусмотрена ответственность и провайдеров, и хостинговых компаний за несоблюдение соответствующих правил.

Так, они обязаны устанавливать спецоборудование, позволяющее правоохранительным органам осуществлять контроль трафика и в течение трех лет хранить всю информацию о пользователях, включая их личные данные и пароли доступа (компетентным органам такая информация предоставляется на основании решения суда). Вместе с тем вопрос об установлении степени ответственности провайдеров или хостинговых компаний за совершение киберпреступлений с использованием предоставляемых ими услуг пока еще не решен. В дискуссиях по этому вопросу голландским экспертам близок швейцарский подход, согласно которому провайдеры и хостинговые компании рассматриваются как соучастники подобных преступлений.

Институт соучастия присущ и шведской правовой системе: компании, предоставляющие услуги хостинга и осуществляющие администрирование сайтов, могут, если для этого имеются особые предпосылки, быть признанными виновными в соучастии (принуждение, организация, помощь, содействие и т.д.) в преступлениях, предусмотренных Уголовным кодексом Швеции. Интересным в контексте определения ответственности за интернет-контент представляется опыт Финляндии. В Законе

«О применении свободы слова в средствах массовой информации»

предполагается наличие у сетевых периодических изданий ответственного редактора, в обязанности которого среди прочего входит руководство и контроль за редакционной деятельностью, а также принятие решений по вопросам содержательного наполнения издания или программы.

В случае если содержание сообщения дает веские основания подозревать, что предание его гласности является наказуемым деянием, то по требованию должностного лица, работника прокуратуры или пострадавшей стороны суд (судебная инстанция по месту жительства провайдера или уездный суд Хельсинки) может распорядиться об удалении сетевого сообщения из открытого доступа и его уничтожении, если его содержание признано незаконным.

Чешские провайдеры на основании постановления суда обязаны предоставить полиции доступ к сети с целью снятия информации (прослушивания), предоставлять услуги по кодированию, шифрованию и другому типу закрытия информации, передавать полиции «ключи» для доступа к содержанию данной информации.

В Израиле ответственность (в том числе уголовную) за характер публикуемых материалов несут их авторы и владельцы размещающих такие материалы интернет-сайтов. Провайдеры и хостинговые компании обязаны отслеживать материалы, содержащие террористическую или экстремистскую информацию, и своевременно сообщать об этом в соответствующие компетентные органы: Министерство связи, Министерство внутренней безопасности, Службу общей безопасности.

В случае невыполнения указанных условий Министерство связи Израиля имеет право отзывать лицензии на предоставление услуг в Интернете.

В Германии согласно Закону «О телекоммуникационных услугах» провайдеры и хостинговые компании несут административную ответственность (штраф — до 50 тыс. евро) за размещение с их помощью террористической либо экстремистской информации в Интернете только в том случае, если она является их собственностью или если они сознательно распространяют ее со ссылкой на другие источники.

Обязанность провайдеров и хостинговых компаний по удалению подобного рода информации законодательно не прописана.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие правового регулирования противодействия информационной (или компьютерной) преступности является важным направлением правового обеспечения международной и национальной системы информационной безопасности. С учетом необходимости единообразного и согласованного подхода к борьбе с киберпреступностью техническая помощь развивающимся странам рассматривается в рамках всестороннего исследования киберпреступности как важная составляющая МИБ. Основой для обсуждений на международном уровне и принятия решений по вопросам противодействия данной угрозе должен стать анализ данных правовой статистики этих преступлений и проведение обследования в этой сфере, поскольку доступ к точной, достоверной информации об истинных масштабах информационной преступности позволит правоохранительным органам совершенствовать стратегии борьбы с ней, предотвращать возможные атаки и обеспечивать принятие более целенаправленного и эффективного законодательства.

Однако сбор статистических данных об информационной преступности не отражает подлинные международные масштабы этой проблемы, в первую очередь из-за различий в законодательстве и процедурах регистрации преступлений, которые должны быть сопоставимыми.

Для правового обеспечения противодействия информационной преступности в настоящее время большое внимание должно уделяться разработке стратегий противодействия конкретным вызовам со стороны преступников, и это обусловлено новизной инструментов и несовершенством (неразработанностью) методики расследования таких преступлений, а также тем, что расследование преступлений, связанных с сетевыми технологиями, сопряжено с рядом особых технических и правовых трудностей, не возникающих в ходе обычных расследований. Так, информационные преступления могут совершаться при помощи программных продуктов, разработанных для определения местонахождения открытых портов или взлома систем защитных паролей.

Еще одна проблема связана с отслеживанием преступников, которые в целях совершения преступлений используют точки публичного доступа к сети Интернет или незащищенные беспроводные сети, что с правовой точки зрения затрудняет установление их личности. Таким образом, в последнее время в зарубежных государствах и региональных организациях в целях борьбы с информационной преступностью (киберпреступностыо) разработаны соответствующие законодательные и правовые рамочные документы.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+