Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Жилищное право - Постановка на бух учет объекта строительства

Постановка на бух учет объекта строительства

Особенности учета в строительной фирме


Бухгалтерский и налоговый учет в строительстве имеет немало особенностей. Ответ на наиболее часто встречающиеся вопросы дает Елена Севодина — кандидат экономических наук, ведущий аудитор ООО«ИНТЕЛИС — аудит».Налоговый и бухгалтерский учет в строительных организациях имеет свою специфику.Фирмы, которые действуют в этой сфере, могут быть инвесторами, заказчиками, подрядчиками.В ПБУ 2/94 дано определение застройщика. Им является фирма, которая обеспечивает на принадлежащей ей земле строительство, реконструкцию, капремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.Бухгалтерский и налоговый учет в строительных организациях ведется в соответствии с нормативными документами и «Учетной политикой», разработанной каждой организацией для внутреннего пользования.

При создании такого документа необходимо учесть специфику отрасли и самого предприятия, которое может выступать как в роли застройщика (заказчика), так и в роли подрядчика (генподрядчика, субподрядчика). Одной из особенностей в этой сфере деятельности является то, что строительные объекты, принадлежащие одной и той же компании, могут быть расположены в различных регионах.

Поэтому у предприятия могут возникать обособленные подразделения по месту нахождения строительных площадок.В соответствии с требованиями Налогового кодекса организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения каждого такого подразделения. Также фирмы в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса обязаны сообщать в инспекцию о создании или закрытии обособленного подразделения в течение одного месяца.

Указанное сообщение представляется в налоговую службу по месту нахождения организации.Если в структуре организации есть обособленные подразделения, то приходится решать следующие организационные вопросы:

  1. определение специфики учета хозяйственных операций в этих подразделениях;
  2. определение лиц, ответственных за составление первичной учетной документации по операциям, осуществленным в данных подразделениях;
  3. установление порядка и сроков передачи первичной учетной документации в бухгалтерию головной организации для их своевременного отражения в учете.

В налоговом учете необходимо определить порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, уплачиваемому по месту нахождения каждого подразделения. А в учетной политике необходимо закрепить, какой показатель — численность работников или расходы на оплату их труда — будет участвовать в расчете доли прибыли каждого подразделения.Для строительных организаций также очень важно при выполнении строительных и ремонтных работ оформить первичную учетную документацию в соответствии с нормативными требованиями.

Типовые унифицированные формы, которые действуют в этой отрасли, приведены в Постановлении Госкомстата от 11 ноября 1999 г. № 100

«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ»

. К ним относятся следующие:

  1. КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат»;
  2. КС-17 «Акт о приостановлении строительства»;
  3. КС-10 «Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений»;
  4. КС-18 «Акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству».
  5. КС-2 «Акт о приемке выполненных работ»;
  6. КС-9 «Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений»;
  7. КС-8 «Акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения»;
  8. КС-6а «Журнал учета выполненных работ»;

Постановление определяет порядок заполнения стандартных форм.

Однако у строительной организации может возникнуть потребность в разработке собственных форм первичной учетной документации по отдельным операциям.

В этом случае самостоятельно разработанные документы должны быть оформлены в качестве приложения к учетной политике организации.

Они должны содержать следующие обязательные реквизиты (ст.

9 Закона «О бухгалтерском учете»):

  1. наименование документа;
  2. дату составления документа;
  3. наименование организации, от имени которой составлен документ;
  4. личные подписи указанных лиц.
  5. наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  6. измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  7. содержание хозяйственной операции;

Фирма должна в рамках учетной политики установить порядок и срок проведения инвентаризации имущества. Однако зачастую к этому процессу относятся формально, что нередко приводит к нелепым ошибкам.Показательным здесь является эпизод, имевший место в одной строительной организации, когда акт инвентаризации материалов был подписан 1 января одним лицом, при этом имущество, перечисленное в документе, находилось в обособленных подразделениях, которые находись в разных городах, находящихся на большом расстоянии друг от друга.

Это явная оплошность. Во-первых, в соответствии с Трудовым кодексом 1 января является нерабочим днем, и проведение инвентаризации в этот день должно было быть оформлено приказом о привлечении работников к работе в выходной день с соответствующей оплатой или предоставлением иного дня отдыха. Все это необходимо оформить набором приказов.

Во-вторых, согласно такому документу выходит, что сотрудник, подписавший акт, в один и тот же день провел опись имущества в разных городах.

Проделать такое явно затруднительно, а подобная неточность грозит тем, что акт может быть признан недействительным, потому что в соответствии с методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49, наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания и обмера.Обычно строительные фирмы при разработке учетной политики стремятся сблизить бухгалтерский и налоговый учет, однако это не всегда выгодно с точки зрения оптимизации налоговой нагрузки.В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» фирмы вправе установить для принятия к учету основных средств лимит стоимости в пределах не более 20 000 руб.
№ 49, наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания и обмера.Обычно строительные фирмы при разработке учетной политики стремятся сблизить бухгалтерский и налоговый учет, однако это не всегда выгодно с точки зрения оптимизации налоговой нагрузки.В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» фирмы вправе установить для принятия к учету основных средств лимит стоимости в пределах не более 20 000 руб.

Объекты стоимостью менее установленного лимита будут учитываться в составе материально-производственных запасов.

Поступление от поставщика объекта стоимостью более 20 000 руб.

(или иного установленного организацией лимита) должно быть отражено следующей проводкой:Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».При вводе объекта в эксплуатацию и составлении «Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений)» по унифицированной форме № ОС-1:Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы».Если лимит в учетной политике не будет установлен, то все объекты, отвечающие условиям, предусмотренным пунктом 4 ПБУ 6/01, в том числе и объекты стоимостью до 10 000 руб., должны в бухгалтерском учете отражаться в составе основных средств и списываться на затраты не в момент ввода в эксплуатацию, а в течение срока полезного использования. Объект стоимостью менее установленного лимита принимается к учету бухгалтерской проводкой:Дебет 10 «Материал» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».При передаче в эксплуатацию и оформлении «Требования-накладной» типовая форма № М-11, накладной (форма № М-15) или иного документа, самостоятельно разработанного организацией:Дебет 20Кредит 10 — списанные материалы, отпущенные в производство.В результате организация имеет возможность уменьшить налоговую базу по налогу на имущество. Так, например, по объекту стоимостью 20 000 руб.

и сроком его полезного использования 4 года сумма экономии по налогу на имущество в результате учета его в составе МПЗ составит 880 руб., или 4,4 процента от стоимости основного средства.Строительной организации часто бывает необходимо провести научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Как учитывается стоимость этой деятельности?

Если конструкторская документация носит индивидуальный характер, то ее стоимость включается в инвентарную цену объекта строительства. Но если она носит типовой характер и может быть использована позже при строительстве других объектов, то учет затрат на ее создание или приобретение необходимо вести в соответствии с ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы».
Но если она носит типовой характер и может быть использована позже при строительстве других объектов, то учет затрат на ее создание или приобретение необходимо вести в соответствии с ПБУ 17/02

«Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

.

Расходы на осуществление таких работ собственными силами или на основе договора с исполнителем отражаются в учете проводкой Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Кт 10, 70, 69 и т.д.).По завершении работ их стоимость подлежит учету на счете 04 «Нематериальные активы» обособленно.Дебет 04 Кредит 08 — принят к учету НМА.При этом организация обязана определить срок полезного использования данного актива, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход), и этот срок не должен превышать пяти лет.

При этом списание расходов в бухгалтерском учете может осуществляться или равномерно — линейным способом — или пропорционально объему продукции, работ или услуг. Выбор варианта должен быть закреплен в учетной политике.

В учете списание НИР и ОКР будет отражено проводкой:Дебет 20 Кредит 04 — начислена амортизация по объекту нематериальных активов.Счет 05 «Амортизация нематериальных активов» при этом не используется.В налоговом учете расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки включаются равномерно в состав прочих расходов в течение одного года. Это можно сделать при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и при реализации товаров, а также выполнении работ и оказании услуг с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие исследования завершены (ст.

262 НК).При заключении договора с исполнителем на выполнение проектных работ следует обратить внимание на оформление документа, подтверждающего факт сдачи результата работ заказчику.

Многие фирмы допускают ошибку, оформляя в этом случае «Акт о выполнении услуг».

В действительности здесь результатом НИР и ОКР является работа, продукты которой имеют материальное выражение. Факт передачи исполнителем заказчику результатов работ должен быть оформлен «Актом приемки-сдачи выполненных работ» с указанием характеристики отчета или документации, содержащей материалы исследований и т.п. В учетной политике необходимо определить порядок учета расходов организации.Строительные фирмы, выполняющие работы по договору подряда, при организации бухгалтерского учета должны руководствоваться требованиями, установленными Положением по бухгалтерскому учету

«Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство»

(ПБУ 2/94).

В соответствии с данным документом подрядчик осуществляет учет затрат по каждому объекту с начала выполнения договора на строительство до времени его завершения и передачи застройщику. До момента сдачи заказчику всего построенного объекта указанные затраты отражаются в составе незавершенного производства.Если строительная организация выступает в качестве застройщика, то учет затрат, связанных со строительством, ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

По окончании строительства и оформления прав на объект недвижимости стоимость объекта списывается проводкой Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы».Когда организация является инвестором и планирует в дальнейшем реализовать построенный объект, то учет расходов по его возведению ведется на счете 20 «Основное производство». По окончании строительства стоимость объекта списывается на счет 43 «Готовая продукция», а его реализация отражается в общеустановленном порядке.У подрядчиков или субподрядчиков учет таких расходов должен быть организован на счете 20 «Основное производство» в разрезе каждого заказчика и возводимого объекта. На данных аналитических счетах, открытых к счету 20 «Основное производство», будут отражаться прямые затраты, непосредственно связанные с выполнением договора.

В соответствии с пунктом 11 ПБУ 2/94 данные затраты могут быть связаны с использованием в процессе строительства материальных и трудовых ресурсов, основных средств и нематериальных активов, а также других видов ресурсов. У подрядчика до момента заключения договора на строительство с заказчиком могут возникать расходы, связанные с его заключением. Например, подрядчик мог принимать участие в тендере и т.п.

В случае, если эти расходы могут быть выделены, и существует уверенность, что договор будет заключен, их можно до заключения договора учитывать в составе расходов будущих периодов — на счете 97. После заключения договора указанные расходы могут быть списаны по графе.Дебет 20 Кредит 97 — списаны расходы будущих периодов.В то же время пункт 12 ПБУ 2/94 допускает, что данные расходы могут учитываться как текущие в том отчетном периоде, в котором они были произведены. В этом случае их следует отразить по счету 26 «Общехозяйственные расходы».Выбор одного из возможных вариантов должен быть закреплен в учетной политике.

Там же следует определить и порядок формирования и распределения прямых расходов на остаток незавершенного производства.

Указанный порядок организация вправе установить самостоятельно (ст.

318 НК). С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.

Материал предоставлен журналом : Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

Бухучет в строительстве в 2020 году

Бухучет в строительстве представляет собой одно из сложнейших направлений современных видов бухгалтерского учета.

Действующие в настоящее время законодательные и нормативные документы оказывают довольно существенное влияние на порядок ведения бухучета в данной отрасли. Бухучет в строительстве осуществляется в соответствии с общепринятыми нормами.

Но, помимо этого, также следует учитывать и ряд специфических документом и нормативной базы. Учитывать необходимо следующее:

  • Закон 39-ФЗ, которым регламентируется вопрос об инвестиционной работе в пределах РФ.
  • ПБУ продолжительных инвестиций, действующее на основании письма Минфина №160 от 1993 года.
  • Инструкция о порядке формирования статотчетности по капвозведению зданий и сооружений, которая была разработана и принята Приказом Госкомстата 185 от 1993 года.
  • ПБУ 2/94.

Важно! Данный перечень нормативных документов не является исчерпывающим, но он содержит в себе необходимые нормативно-правовые акты, которые позволяют корректно вести бухгалтерский учет в строительстве.

Читайте также статью ⇒ Такой вид деятельности, как строительство, подразумевающий возведение объектов и сооружений, значительно отличается от иных видов деятельности. Причем отличие заключается как в порядке осуществления деятельности, так и в бухгалтерском и налоговом учете. Основные отличия, которые можно выделить в бухучете строительства, следующие:

  • Документы. Компании, имеющие отношение к строительству, пользуются иными документами для того, чтобы отражать этапы и результаты строительства. К примеру, акты выполненных работ (спецформа КС-2) и справка о стоимости строительства (спецформа КС-3).
  • Осуществление учета затрат по элементам. То есть все затраты компании делятся на такие элементы, как материалы, зарплата, работа оборудования и машин, накладные расходы.
  • Порядок принятия объекта. Объекта строительства, после завершения работ должен быть принят в соответствии с определенными правилами, специальной комиссией. По итогам приемки составляется акт приема передачи по форме ОС-1а.
  • Регистрация объекта. После того, как строительство здания завершено, оно должно быть обязательно зарегистрировано в госорганах. Только после этого данный объект может включаться в состав ОС.

Важно!

Бухгалтерский учет в организации-заказчика значительно отличается от бухгалтерского учета в организации-исполнителя. Читайте также статью ⇒ К основным документам, оформляемым в случае проведения строительства подрядным способом, относят:

  • «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» форма КС-3.
  • «Акт о приемке выполненных работ» форма КС-3.

Важно! Акт формы КС-2 составляют в случае приемке выполненных строительно-монтажных работ.

На основании этого документа составляется справка КС-3, которая является основанием для расчетов с заказчиком. Учет затрат по строительству ОС ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На основании документов формы КС-2 на дебете 08 счета, субсчете 3 «Строительство объектов ОС» учитывают затраты по возведению объектов, монтажу оборудования и иные расходы, с кредита 60 счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Порядок ведения бухучета компаний, занятых в строительном бизнесе, указан в ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 2/94 и ПБУ по учету инвестиций. Затраты строительной организации должны разделяться на определенные элементы, указанные нами выше.

Для того, чтобы отразить затраты строительные компании используют 20 счет «Основное производство».

По дебету данного счета отражают затраты на:

  1. заработную плату работников (отражаются по кредиту 70 счета «Расчеты по оплате труда»);
  2. расчеты с поставщиками (отражаются по кредиту 60 счета «Расчеты с поставщиками и заказчиками»).
  3. материалы (одновременно отражаются затраты по кредиту 10 счета «Материальные запасы»);

В случае поэтапной приемки используется 46 счет «Выполненные этапы по незавершенному производству», при этом формируется следующая проводка: Д46 К90 – отражение незавершенной реализации производства. Таким образом, производственные затраты компании дебетуют 20 счет в корреспонденции с кредитом следующих счетов:

  1. счет 10 «Материалы» – когда осуществляется передача в основное производство строительных материалов, запасов и конструкций;
  2. счет 70 «Расчеты с персоналом» – по оплате труда;
  3. счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на суммы, оплаченные за услуги, работы и товары, которые было предоставлены сторонними компаниями.
  4. счет 23 «Вспомогательное производство» – на затраты, связанные с содержанием цехов вспомогательного назначения;
  5. счет 69 «Налоги и отчисления» по расчетам с бюджетом в отношении страховых выплат за сотрудников;

ООО «ВЕГА» ведет деятельность в области строительства. Компания заключила договор на строительство офисного здания.

Приемка строительства происходила поэтапно:

  • Второй этап – на 4 млн. рублей.
  • Первый этап – на 3 млн. рублей.

В соответствии с условиями договора предоплата составляет 90% от стоимости каждого этапа. Соответственно, аванс за первый этап составляет 2,7 млн.

рублей, а аванс за второй этап – 3,6 млн. рублей. Начала строительных работ приходится на март 2020 года, окончание первого этапа строительства на июнь 2020 года, а окончание второго этапа строительства – на август 2020 года. Себестоимость по первому этапу равна 2 млн.

рублей, а по второму 3 млн. рублей. Проводки в этом случае будут следующими: Хозяйственная операция Д К На расчетный счет поступил аванс за 1 этап работ 51 62.1 По авансу начислен НДС 62.1 68.1 Завершен первый этап строительства и подписан КС-2 46 90.1 Начислен НДС 90.3 68.1 Восстановлен НДС с аванса 68.1 62.1 Списана себестоимость работ первого этапа строительства 90.2 20 Начислена прибыль от приемки первого этапа строительства 90.9 99 На расчетный счет поступил аванс за второй этап строительства 51 62.1 Начислен НДС 62.1 68.1 Списание стоимости строительных работ первого этапа строительства 62 46 Отражение выручки 62 90.1 Начислен НДС 90.3 68 Восстановлен НДС с предоплаты 68 62.1 Списана себестоимость работ второго этапа строительства 90.2 20 Отражена прибыль второго этапа выполненных работ 90.9 99 Зачтена сумма предоплаты 62.1 62 Одной из особенностей учета со стороны заказчика заключается в том, что строительство объекта строительства для заказчика – это вложение денежных средств во внеоборотные активы.

Учет осуществляется на 08 счете «Вложение во внеоборотные активы», к которому открывается специальный субсчет 3 «Строительство объектов ОС».

Составляя акт выполненных работ КС-2 с отражением затрат на оплату подрядных работ, заказчиком составляется следующая проводка: Д08.3 К60 на сумму, указанную в акте КС-2. При предъявлении заказчиком НДС, запись будет следующей: Д19 «НДС» К60 на сумму налогового обязательства. После завершения строительства, все затраты, отраженные по Д08.2 переносятся в Д01.

Важно! После завершения строительства здания или сооружения, его необходимо зарегистрировать в государственных органах. До момента получения соответствующего свидетельства о госрегистрации, объект учитывается на отдельном субсчете 01 счета.

Амортизация на построенный объект начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету.

При налоговом учета компания-подрядчик должна определить первоначальную стоимость объекта ОС, которая состоит из затрат на строительство, указанных в актах КС-2. Как уже отмечалось выше, амортизация начисляется с 1 числа месяца, следующего за месяцем начала эксплуатации объекта строительства. Компания может применять амортизационную премию по данному объекту согласно своей учетной политики.
Компания может применять амортизационную премию по данному объекту согласно своей учетной политики.

Вычет налога на добавленную стоимость по строительным работам (когда в договоре предусматривается поэтапная сдача работ), заказчиком применяется в общем порядке в случае принятия их на учет и на основании данных счета-фактуры, выданного подрядчиком. Вопрос: После завершения строительства подвала, подрядчик передает заказчику акт по форме КС-2 и справку по форме КС-3. В акте указана сумма согласно договора без индексации, а в справке – индексированная сумма.

Корректны ли данные документы?

Ответ: Согласно разъяснениям Минфина, такое оформление акта и справки не запрещено.

Для того, чтобы компании отразить НДС, следует составить справку с расчетом суммы индексации и выделенным НДС.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас: Метки: , ,

Строительство объектов недвижимости: закупки, регистрация, учет

Важное По теме Читайте все материалы (83) по теме . Есть обновление (+10), в том числе: 19 июля 2017 г.

14:07 Автор: Л. Ларцева Журнал «» № 7/2017 Каковы особенности проведения закупок на строительство объектов недвижимости и заключения контрактов по результатам таких закупок? В каком порядке осуществляется регистрация прав на построенные здания и сооружения? Уплачивают ли казенные учреждения госпошлину за регистрацию прав?

Как отражаются в бюджетном учете капитальные вложения в строительство объектов недвижимости? В какой момент такие объекты принимаются к учету на баланс? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

При осуществлении закупок казенные учреждения обязаны руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(далее – Федеральный закон № 44-ФЗ). В соответствии с пп. 1 п. 9 ст.

22 Федерального закона № 44-ФЗ для определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) на строительство объекта капитального строительства применяется проектно-сметный метод.

Согласно этому методу НМЦК определяется на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта РФ. Таким образом, основанием для определения НМЦК на строительство объекта капитального строительства является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством РФ.

Если возведение объекта капитального строительства планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, то вне зависимости от обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации проводится проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427.

Заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

Заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства. К участникам закупки на проведение строительных работ могут предъявляться дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке. В силу положений ст. 110.2 Федерального закона № 44-ФЗ заключение и исполнение контрактов, предметом которых является строительство и реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется с учетом следующих особенностей: 1) Правительство РФ вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту (п.

2 ст. 110.2 Федерального закона № 44-ФЗ); 2) результатом выполненной работы по контракту, предмет которого – строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных п. 7 ст. 54 ГрК РФ (п. 4 ст. 110.2 Федерального закона № 44-ФЗ); 3) контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта (п. 5 ст. 110.2 Федерального закона № 44-ФЗ); 4) объем выполненных по контракту строительных работ определяется в соответствии с технической документацией и сметой (ст.

743 ГК РФ). При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

При этом методика составления указанных графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (п. 6, 7 ст. 110.2 Федерального закона № 44-ФЗ).

Обратите внимание: Заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 № 563.

В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, , право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

В соответствии со ст. 123.22, 296 ГК РФ за казенными учреждениями имущество закрепляется собственником на праве оперативного управления. Таким образом, недвижимость казенного учреждения подлежит государственной регистрации на общих основаниях. К сведению: Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

С 2017 года государственная регистрация недвижимости осуществляется в соответствии с новым Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ). Ранее правила регистрации недвижимости были регламентированы Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество.

Стоит отметить, что данный реестр является новым. Он включает сведения из кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), которые до 2017 года велись отдельно.

ЕГРН ведется в электронном виде (за исключением реестровых дел).

Напомним, что кадастр недвижимости и ЕГРП ранее велись на электронных и бумажных носителях. Согласно ст. 28 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН.

Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со ст.

62 Федерального закона № 218-ФЗ. Для справки: Свидетельства о регистрации прав на недвижимое имущество, как документы, удостоверяющие регистрацию прав на недвижимое имущество, не выдаются уже с 15 июля 2016 года (ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ).

Как и ранее, зарегистрировать права на объекты недвижимости по общему правилу невозможно, если они не поставлены на кадастровый учет. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества также осуществляется посредством внесения в ЕГРН сведений о об объектах недвижимости (земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования (п.

7 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ). В случае если в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте недвижимости, его кадастровый учет и регистрация прав на него осуществляются одновременно. Например, при создании (образовании) нового объекта недвижимости (ст.

14 Федерального закона № 218-ФЗ).

За государственную регистрацию прав взимается в соответствии с НК РФ. Так, согласно пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ по общим правилам размер госпошлины за регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества составляет для организаций 22 тыс.

руб. При этом следует отметить, что на основании пп. 4.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности госпошлина не уплачивается. Таким образом, казенному учреждению за регистрацию прав оперативного управления на объекты недвижимости не нужно платить госпошлину (Письмо Минфина РФ от 27.07.2012 № 03-05-05-03/15).

Согласно Указаниям № 65н, а также с учетом разъяснений, приведенных в письмах Минфина РФ от 20.07.2016 № 02-05-10/42470, от 18.06.2015 № 02-05-11/35429, расходы казенных учреждений по заключаемым вне рамок государственного оборонного заказа государственным (муниципальным) контрактам на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства, следует отражать по виду расходов 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» в увязке:

  1. КОСГУ (в части расходов на оплату контрактов на строительство, в том числе расходов на приобретение мебели, инвентаря и оборудования, стоимость которых включена в сводный сметный расчет строительства, в пределах утвержденных бюджетных ассигнований);
  2. с соответствующей статьей, подстатьей КОСГУ (в части иных расходов, предусмотренных сводным сметным расчетом).
  3. со статьей 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов» КОСГУ (в части выкупа изымаемых для государственных (муниципальных) нужд земельных участков под строительство);
  4. с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (в части оплаты проектно-изыскательских работ для строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта);
  5. со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств»

Согласно существенным требованиям, которые необходимо соблюдать органам государственной власти (государственным органам), органам местного самоуправления, органам местной администрации, находящимся в их ведении государственным (муниципальным) казенным учреждениям, отнесение расходов на бюджетные инвестиции осуществляется по соответствующим разделам и подразделам в соответствии с отраслевой принадлежностью.

Таким образом, расходы на строительство (реконструкцию) различных сооружений (зданий) подлежат отражению по соответствующим разделам и подразделам в соответствии с отраслевой принадлежностью (Письмо Минфина РФ от 27.12.2016 № 02-05-11/78338).
Так, например, расходы:

  1. на строительство учебного корпуса, физкультурно-оздоровительного комплекса, общежития, котельной и т. п. для реализации государственных услуг по основным профессиональным образовательным программам высшего образования подлежат отражению по подразделу 0706 «Высшее образование» классификации расходов бюджетов;
  2. на реконструкцию объектов коммунального назначения (котельная, инженерные сети), находящихся в оперативном управлении учреждений образования, здравоохранения, культуры, подлежат отражению по соответствующему подразделу разделов 0700 «Образование», 0900 «Здравоохранение», 0800 «Культура, кинематография», в рамках которого отражаются расходы учреждения на оказание соответствующих услуг (наибольший объем услуг, в случае если учреждение оказывает несколько видов услуг, расходы на которые отражаются по различным разделам и подразделам классификации расходов бюджетов).
  3. на строительство учебного корпуса и т. п. для реализации государственных услуг по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования подлежат отражению по подразделу 0704 «Среднее профессиональное образование» классификации расходов бюджетов

В целях отражения в бюджетном учете расходов на строительство объектов недвижимости казенным учреждениям следует руководствоваться инструкциями № 157н, 162н. С учетом их положений расходы, произведенные в рамках бюджетных инвестиций и предусмотренные сводным сметным расчетом на строительство, формируют фактические вложения в объект капитального строительства.

Такие вложения аккумулируются на счете 1 106 11 310 «Вложения в – недвижимое имущество учреждения» (п.

30, 31 Инструкции № 162н). Указанные вложения формируют первоначальную стоимость объекта недвижимости. Построенные объекты недвижимости учитываются на соответствующих аналитических счетах счета 0 101 10 000

«Основные средства – недвижимое имущество учреждения»

(0 101 11 310, 0 101 12 310, 0 101 13 310) (п.

4, 7 Инструкции № 162н). В соответствии с п.

36 Инструкции № 157н принятие к учету объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

Отражение объектов основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией № 157н не предусмотрено. В то же время в соответствии с п.

3 и 332 Инструкции № 157н информация в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося у учреждения, но не закрепленного за ним на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, подлежит отражению на забалансовых счетах. Таким образом, до момента регистрации объекты недвижимости, находящиеся в пользовании учреждения, следует отражать на забалансовом счете «Имущество, полученное в пользование» (п.

333 Инструкции № 157н, письма Минфина РФ от 11.11.2016 № 02-06-10/66367, от 14.10.2015 № 02-07-10/58921, от 17.07.2015 № 02-07-10/41190).

При этом эксплуатационные расходы учреждения, связанные с содержанием указанных объектов в период прохождения государственной регистрации вещных прав, признаются расходами учреждения текущего финансового года.

Пример. Казенное учреждение за счет бюджетных инвестиций вело строительство нежилого здания. В сводный сметный расчет строительства были включены затраты:

  1. на проведение проектно-изыскательских работ в сумме 200 000 руб. (подстатья 226 КОСГУ);
  2. на оплату непосредственных строительных работ по договору подряда в сумме 900 000 руб. (статья 310 КОСГУ).
  3. на выкуп земельного участка под строительство в сумме 500 000 руб. (статья 330 КОСГУ). Кадастровая стоимость земельного участка составляет 430 000 руб.;

После приемки выполненных работ здание были введено в эксплуатацию. Через месяц получены документы о государственной регистрации права оперативного управления на указанное здание.

В бюджетном учете указанные операции отразятся в соответствии с Инструкцией № 162н и Письмом Минфина РФ от 20.07.2016 № 02-05-10/42470 следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Принят к учету земельный участок по кадастровой стоимости на основании документа, подтверждающего право пользования земельным участком, приобретенным путем выкупа 1 103 11 330 1 106 13 330 430 000 Отражено увеличение фактических вложений в объект строительства на сумму превышения фактических затрат на изъятие земельного участка путем выкупа над кадастровой стоимостью земельного участка (500 000 — 430 000) руб.

1 106 11 310 1 106 13 430 70 000 Отражены расходы на оплату проектно-изыскательских работ 1 106 11 310 1 302 26 730 200 000 Начислены расходы на оплату договора строительного подряда 1 106 11 310 1 302 31 730 900 000 Введено в эксплуатацию построенное здание до момента регистрации прав на него (70 000 + 200 000 + 900 000) руб.

Забалансовый счет 1 170 000 Принято к учету здание по факту государственной регистрации прав на него 1 101 12 310 1 106 11 310 1 170 000 Одновременно отражается выбытие объекта с забалансового учета Забалансовый счет 1 170 000 Согласно п. 34 Инструкции № 162н признание, при наличии решения уполномоченного органа, произведенных ранее затрат в объекты капитального строительства, которые не были созданы, не приведших к возведению (созданию) объекта основного средства (объекта незавершенного строительства), в том числе по разработке проектно-сметной документации, затратами текущего характера отражается по дебету счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту счетов 0 106 11 410 «Уменьшение вложений в основные средства – недвижимое имущество учреждения», 0 106 31 410 «Уменьшение вложений в основные средства – иное движимое имущество учреждения» (Письмо Минфина РФ от 18.04.2014 № 02-06-10/18171). * * * При осуществлении закупок на строительство объектов недвижимости и заключении и исполнении контрактов по результатам таких закупок необходимо руководствоваться Федеральным законом № 44-ФЗ.

Вновь выстроенные объекты недвижимости подлежат государственной регистрации.

С 1 января 2017 года государственная регистрация прав на недвижимость осуществляется по новым правилам – согласно Федеральному закону № 218-ФЗ.

Построенные и введенные в эксплуатацию объекты недвижимости до даты регистрации учитываются на забалансовом счете 01.

По факту регистрации такие объекты принимаются на баланс на счет 0 101 10 000. [1] Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Учет объектов законченного строительства

Важное 20 февраля 2008 г.

16:26 Е.В. Акилова, Журнал №2/2008 Строительство объекта завершается.

Как определить его инвентарную стоимость? Каковы особенности учета объекта законченного строительства?

Ответы — в нашей статье. Инвентарная стоимость: состав затрат Перечень затрат, включаемых в инвентарную стоимость объекта строительства, приведен в Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004. Она утверждена постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1. Согласно указанному документу, объекта определяется исходя из стоимости работ и затрат, предусмотренных главами сводного сметного расчета стоимости строительства.

Инвентарная стоимость определяется по законченному строительству. К нему относятся принятые в эксплуатацию объекты, на которых окончательно завершены все строительно-монтажные работы. Для проверки объекта создаются специальные приемочные комиссии.

Полная готовность к эксплуатации подтверждается актом приемки, в котором указываются объем, производственная мощность, производительность, площадь, параметры, характеризующие объект, готовность его к эксплуатации, качество выполненных работ, наличие недоделок и сроки их устранения и др. Оформленный акт передается в бухгалтерию. Этот документ является основанием для определения инвентарной стоимости объекта и зачисления его в состав основных средств.

Учет затрат на строительство Затраты по строительству объектов группируются по технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией.

Бухгалтерский учет рекомендуется вести по следующей структуре расходов: — на строительные работы; — на работы по монтажу оборудования; — на приобретение оборудования, сданного в монтаж; — на приобретение оборудования, не требующего монтажа; — на прочие капитальные затраты; — на затраты, не увеличивающие стоимость основных средств. Затраты, не связанные со строительством Помимо затрат, связанных с возведением объекта, организация несет расходы, которые не связаны непосредственно со строительством, но без которых он не может быть возведен. Указанные расходы не увеличивают инвентарную стоимость основных средств, но учитываются также на счете «Вложения во ».

Правда, отдельно от затрат на строительство объектов, определяющих их стоимость. Они подразделяются на две группы в зависимости от того, предусмотрены или нет данные затраты в сводных сметных расчетах стоимости строительства. В соответствии с пунктом 3.1.7 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций к затратам, предусмотренным в сводных сметных расчетах стоимости строительства, относятся: — геологоразведочные, изыскательские и другие работы, связанные со строительством объектов, если их невозможно включить в окончательную стоимость строительства (перспективные затраты); — средства, передаваемые на строительство объектов в порядке долевого участия, если по вводу их в эксплуатацию они будут приняты в собcтвенность другими организациями; — возмещение собственникам стоимости принадлежащих им строений и посадок, сносимых при отводе земельных участков под строительство и др.

К затратам, не предусмотренным в сводных сметных расчетах стоимости строительства, относятся стоимость имущества, переданного безвозмездно другим организациям, расходы на уплату процентов, штрафов за нарушение финансово-хозяйственной деятельности и др. Ввод объектов в эксплуатацию По мере ввода объектов в эксплуатацию затраты на их строительство списываются в размере их инвентарной стоимости с кредита счета : — в дебет счета — в организациях-инвесторах; — в дебет счета — в организациях, строящих за счет средств инвесторов, бюджетных ассигнований или средств долевого участия в строительстве, объекты которых передаются на баланс другим организациям.

Затраты, которые не увеличивают стоимость основных средств, списываются с кредита счета в дебет счета . Чем руководствоваться при учете инвестиций Порядок бухгалтерского учета долгосрочных инвестиций и определение инвентарной стоимости объектов этих инвестиций регулируется Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций. Оно утверждено письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г.

№ 160. Кроме того, порядок определения первоначальной стоимости объектов основных средств установлен нормами ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н. Как видим, два разных документа одного ведомства регулируют один и тот же вопрос.

Следует напомнить, что в такой ситуации применяются нормы более позднего из принятых нормативного документа (см.

письмо Минфина России от 23 августа 2001 г. № 16-00-12/15). Следовательно, положения письма Минфина России № 160 следует применять в части, не противоречащей ПБУ 6/01.

Затраты, включаемые в первоначальную стоимость Приоритетными при определении первоначальной стоимости объекта основных средств являются нормы ПБУ 6/01. Поэтому при решении вопроса о том, включаются те или иные расходы в первоначальную стоимость объекта, следует исходить из того, связаны ли спорные затраты с процессом сооружения объекта или нет.

Например, затраты организации, связанные со сносом строений на площадке, выделенной под строительство, по мнению автора, должны учитываться именно в первоначальной стоимости объекта.

Ведь они имеют непосредственное отношение к строительному процессу.

Отметим, что, по мнению чиновников Минфина России, данные расходы должны включаться в первоначальную стоимость объекта в налоговом учете (см.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+