Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Права и обязанности перевозчика по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом

Права и обязанности перевозчика по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом

Железнодорожные перевозки грузов по России: взгляд юриста


29 мая 2021Как правильно составить договор поставки при перевозке груза по железной дороге?На что следует обратить внимание при отправке и получении груза?Каковы правила составления и предъявления претензий к РЖД?В нормативно-правовой базе, определяющей обязательства участников грузоперевозок по железной дороге, основные нормы императивны* (см. «Термин/определение» в конце статьи). В редких случаях стороны вправе самостоятельно определять условия перевозки грузов соглашениями и договорами.Иерархия законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, связанные с осуществлением железнодорожных перевозок, выстроена следующим образом:Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ).

Глава 40 ГК РФ определяет лишь общие положения транспортировки грузов и совсем не затрагивает область международных перевозок, которые осуществляются на основании международных договоров РФ с другими государствами. Устав железнодорожного транспорта РФ, введенный в действие Федеральным законом № 18-ФЗ от 10 января 2003 г.

(далее — УЖД РФ). Это основной документ, регулирующий взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей с РЖД. Он охватывает практически все этапы процесса железнодорожной перевозки — от загрузки вагона до порядка предъявления и удовлетворения претензий в случае каких-либо инцидентов, возникших при транспортировке груза.

Федеральный закон № 87-ФЗ от 30 июня 2003 г. , который определяет порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любым видом транспорта и оформления всех необходимых документов.

В июне 2003 года МПС России утвердило 29 специальных правил, призванных решить многочисленные технические вопросы, возникающие при взаимодействии РЖД и ее клиентов.

Вот лишь некоторые из них: Приказ МПС России № 40 от 18 июня 2003 г. и Приказ МПС России № 39 от 18 июня 2003 г.

. Однако 17 из утвержденных министерством правил так и не вступили в законную силу, так как не были опубликованы официально (например, Приказ МПС России № 29 от 18 июня 2003 г.

и др.). В связи с этим следует руководствоваться документами, принятыми ранее (в данном случае это Приказ МПС России № 19Ц от 03 июля 2003 г.

).Как известно, согласно Указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г., нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, но не опубликованные в установленном порядке (официальной считается публикация текстов в \»Российской газете\» или в Собрании законодательства РФ), не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ОТГРУЗКАХВ договоре на перевозку груза по железной дороге должны быть по возможности точно определены обязанности как продавца, так и покупателя, и описаны все условия поставки.

Прежде всего закон разрешает сторонам зафиксировать в договоре моменты передачи прав собственности на товар и перехода рисков повреждения или утраты товара. Как правило, эти два момента чаще всего совпадают.

Так, пункт 1 статьи 459 ГК РФ содержит диспозитивную* норму права о том, что . А согласно статье 458 ГК РФ этот момент определяется датой передачи товара первому перевозчику, если договором не предусмотрено иное.

Кому что выгодно?Продавцу выгодно отдать право собственности, а значит, и все риски перевозчику в момент передачи товара. Таким образом, продавец снимет с себя ответственность за сохранность товара при транспортировке и не столкнется с необходимостью предъявления претензий железной дороге при хищении или повреждении товара.

На практике чаще всего, если только покупатель не является, например, крупной международной торговой сетью, встречаются именно такие условия. В этом случае используется схема, более удобная для покупателя: до момента получения товара покупателем все риски несет продавец.Право собственности передается покупателю также в момент получения товара.

В этом случае положение продавца осложняется тем, что у него на руках остается лишь железнодорожная накладная с пометкой об отгрузке, то есть о принятии груза железной дорогой к перевозке. Прежде чем предъявить претензии перевозчику (если это необходимо), продавцу необходимо взять у покупателя накладную с отметкой о прибытии товара на станцию назначения и о выгрузке вагона, а кроме того, коммерческий акт, который составляется в определенных законом случаях при вскрытии опломбированного вагона.

Возможен также вариант, когда ответственность за повреждение или утрату товара переходит к покупателю в момент передачи продавцом товара перевозчику, а право собственности передается позднее, например, в момент полной оплаты приобретенного товара.

Это происходит, если товар продается с отсрочкой платежа для того, чтобы оставить за продавцом право в случае неуплаты покупателем денег за полученный товар заявить виндикационный иск*.

Как не сорвать срок поставки?Не менее важно обратить внимание на то, за чей счет осуществляется перевозка и кто железнодорожный тариф на справку ТехПД (Технологический центр по обработке перевозочных документов).

Провозная плата должна быть внесена предварительно, в противном случае железная дорога не предоставит вагоны под погрузку, а следовательно, сроки поставки будут сорваны.

Если получателем товара является третье лицо, а не непосредственный покупатель, то в договоре должна быть оговорка, предписывающая покупателю своевременно представить продавцу отгрузочную разнарядку с указанием железнодорожных реквизитов такого получателя. Кроме того, продавцу рекомендуется включить в договор условие, гласящее, что покупатель обязан в течение разумного срока (2-3 дня с момента подписания договора или спецификации на поставку) подать на станцию отгрузки товара телеграмму о готовности станции грузополучателя принять товар. При невыполнении покупателем вышеуказанного требования продавец имеет право приостановить исполнение своих обязательств, а расходы за простой вагонов на станции отгрузки будет нести покупатель.

Эти две оговорки необходимы продавцу, чтобы оградить себя от штрафов, взимаемых железной дорогой за простой вагонов.Во всех случаях прибытия груза в неисправном вагоне или контейнере получатель должен потребовать от перевозчика выдачи груза с проверкой веса, количества мест и состояния груза, а также составления коммерческого акта. Что включить в раздел о получении груза?Самый важный раздел договора поставки с точки зрения претензионной работы — это раздел, описывающий получение груза покупателем либо получателем. Прежде всего необходимо зафиксировать в договоре обязанность покупателя или получателя принять товар с соблюдением всех требований законодательства, иначе предъявить какие-либо претензии к железной дороге будет крайне затруднительно.

Во всех случаях прибытия груза в неисправном вагоне или контейнере, а также в вагоне (контейнере) с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами (ЗПУ) или ЗПУ попутных железнодорожных станций получатель должен потребовать от перевозчика не только выдачи груза с проверкой его веса, количества мест и состояния в поврежденных местах, но и составления коммерческого акта.

В случае неправомерного отказа транспортных служб от составления коммерческого акта получатель обязан в соответствии с действующим Приказом МПС России № 45 от 18 июня 2003 г. обжаловать этот отказ.Если груз прибыл в исправном вагоне с ненарушенными ЗПУ, получатель обязан проверить сохранность товара при перевозке, в частности, потребовать выдачи груза по количеству мест в порядке, предусмотренном статьей 41 УЖД РФ.

обжаловать этот отказ.Если груз прибыл в исправном вагоне с ненарушенными ЗПУ, получатель обязан проверить сохранность товара при перевозке, в частности, потребовать выдачи груза по количеству мест в порядке, предусмотренном статьей 41 УЖД РФ. Таким образом, приемка товара по количеству мест проводится получателем в момент и в месте вскрытия опломбированных железнодорожных вагонов (контейнеров).Во всех случаях прибытия груза в неисправном вагоне или контейнере получатель должен потребовать от перевозчика выдачи груза с проверкой веса, количества мест и состояния груза, а также составления коммерческого актаОТГРУЗКА ТОВАРА: ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫПри оформлении отгрузочных документов покупатель прежде всего должен направить продавцу отгрузочную разнарядку с указанием железнодорожных реквизитов станции назначения, либо вписать эту информацию непосредственно в договор.

Продавец может воспользоваться услугами транспортной компании, которая возьмет на себя всю работу по оформлению документов и отправке товара. Обычно так поступают в том случае, когда товара недостаточно, чтобы заполнить весь вагон либо контейнер.

Или же если поставки железнодорожным транспортом носят разовый характер.

При осуществлении систематических отгрузок крупных партий товара гораздо целесообразнее иметь дело непосредственно с РЖД.УЖД РФ дает право грузоотправителям и грузополучателям заключать с РЖД долгосрочные договоры об организации перевозок.

Согласно подобным договорам, железная дорога обязана доставить груз в пункт назначения в установленный срок и выдать его получателю, а отправитель — оплатить перевозку. Для осуществления перевозки грузоотправитель обязан подать заявку, заполненную в соответствии с определенной в правилах формой, на станцию отправления.

Заявка подается не менее чем за 10 дней до предполагаемой даты перевозки, и РЖД в свою очередь обязана рассмотреть полученную заявку в течение последующих двух дней. Договор перевозки между железной дорогой и отправителем оформляется транспортной железнодорожной накладной, основным документом, используемым при перевозочках, и вступает в силу, когда груз принят станцией отправления вместе с накладной. Дату приема груза к перевозке удостоверяют календарным штемпелем станции.

Накладная заполняется грузоотправителем на каждую отправку и при выдаче груза вручается получателю. От корректного заполнения накладной во многом зависит сохранность груза и соблюдение сроков доставки. Накладная также подтверждает право грузоотправителя и грузополучателя на предъявление претензий и исков к РЖД, вытекающих из ненадлежащего выполнения договора перевозки.

Несмотря на то, что грузополучатель не участвует в оформлении этого договора на станции отправления, тем не менее он также вступает в договорные отношения и обязан принять и вывезти груз, очистить подвижной состав, внести дополнительные платы и сборы, возместить убытки, если они возникли в процессе перевозки данной отправки. По договору грузополучатель приобретает право требовать доставки груза в срок и в полной сохранности. документ: Транспортная железнодорожная накладная (ТЖН)Удостоверьтесь, что в состав транспортной железнодорожной накладной входят четыре листа:1.

Оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополучателю).

2. Дорожная ведомость. Это расчетно-финансовый документ, который содержит данные о сроке доставки груза и календарные штемпели станций перехода. Порядок работы с этим листом такой: на станции назначения получатель заверяет получение груза своей подписью в ТНЖ. Затем ведомость с отчетом о выданных грузах высылается в ТехПД, а оттуда — в информационный вычислительный центр дороги (ИВЦ).

По дорожным ведомостям определяют количество перевозок, выполненное дорогами, сумму доходов от перевозок, правильность расчетов, выполнение сроков доставки грузов. Дорожная ведомость составляется в необходимом количестве экземпляров, предусмотренных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом для перевозчика и участников перевозочного процесса. В том числе предоставляются экземпляры на станцию отправки и станцию назначения.

3. Корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика). 4. Квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя).

Это юридический документ, подтверждающий прием дорогой груза к перевозке от отправителя, которому она выдается. Перевозка грузов с объявленной ценностьюУЖД РФ предусматривает возможность перевозки грузов с объявленной ценностью. Во всех случаях объявленная ценность не должна превышать стоимости груза.

Объявление ценности необходимо главным образом для того, чтобы при полной или частичной утрате или порче груза не возникло затруднений в определении размеров убытка. При объявлении ценности грузоотправитель обязан составить следующий документ — опись мест (в двух экземплярах). При приеме описи в ней расписывается товарный кассир, который одновременно проставляет номер перевозочного документа и календарный штемпель.

Один из двух экземпляров описи возвращают грузоотправителю, второй остается на станции и может быть затребован службой грузовой и коммерческой работы дороги назначения.Масса грузаВ соответствии с УЖД РФ при сдаче грузоотправителем и приеме дорогой к перевозке груза в накладной должна быть указана его масса. В зависимости от вида груза его масса может быть определена следующими способами: на весах, по трафарету, по стандарту, расчетным путем, по обмеру и условно.

Способ определения массы груза имеет большое значение и должен быть указан отправителем в соответствующей графе накладной, поскольку в зависимости от этого устанавливается порядок выдачи груза получателю.УпаковкаОтправляемые грузы должны быть надлежащим образом упакованы грузоотправителями в соответствии с действующими стандартами, чтобы обеспечить как сохранность грузов, так и безопасность движения при осуществлении перевозки. Это немаловажная деталь, так в случае неправильной, небрежной упаковки предъявление претензий впоследствии может быть затруднительным.Подача вагонов под погрузкуПеревозчик уведомляет отправителя о времени подачи вагонов под погрузку не менее чем за два часа. Следует иметь в виду, что за простой вагонов не по вине железной дороги грузоотправитель будет обязан уплатить штраф.

Перевозчик несет ответственность за пригодность поданных вагонов в техническом отношении. Его ответственность за пригодность и погрузку вагонов в коммерческом отношении определяется договором между перевозчиком и отправителем.

За состояние и погрузку контейнеров по общему правилу отвечает отправитель.

Зачастую причиной недостачи или порчи грузов служит неправильная погрузка, закрепление груза в вагоне либо наличие в вагоне посторонних предметов, например торчащих гвоздей либо штырей. В таком случае при перевозке, скажем, сыпучего груза в мешках очень высока возможность повреждения мешков, что может привести к возникновению недостач при приемке товара получателем.

ПРИЕМКА ТОВАРАПо прибытии груза на станцию назначения в железнодорожной накладной ставится штемпель данной станции с датой получения груза.

Этим удостоверяется надлежащее или ненадлежащее выполнение перевозчиком обязанности по доставке груза в срок. При ненадлежащем выполнении перевозчиком его обязанностей составляется коммерческий акт.Кроме коммерческого акта часто составляется акт общей формы, который служит для подтверждения таких фактов, как:утрата перевозочных документов; задержка вагонов на различных этапах перевозки; подача под погрузку неочищенных вагонов, цистерн и т. п.; отсутствие ЗПУ на вагоне, контейнере; обнаружение в пути следования неисправности вагонов и т.

д. Правила составления описанных и иных, используемых РЖД, актов четко регламентированы и утверждены Приказом МПС России № 45 от 18 июня 2003 г.

документ: Коммерческий актЭтот документ необходимо составлять для удостоверения следующих обстоятельств:1. несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в транспортной железнодорожной накладной; 2. повреждение или порча груза и возможные причины такого повреждения; 3. обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза; 4.
обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза; 4.

возвращение перевозчику похищенного груза; 5.

непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза (в этом случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя).

Коммерческий акт должен быть составлен в день выгрузки груза или, самое позднее, в течение следующих суток. Проверка груза должна проводиться в процессе или непосредственно после выгрузки груза. ВИДЫ ПРЕТЕНЗИЙ К ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕСогласно статье 95 УЖД РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

Общие законодательные требования, регулирующие организацию и ведение претензионной работы с организациями железнодорожного транспорта, установлены главой VIII УЖД РФ.Во всех случаях прибытия груза в неисправном вагоне или контейнере получатель должен потребовать от перевозчика выдачи груза с проверкой веса, количества мест и состояния груза, а также составления коммерческого актаСумма ущерба, вызванного недостачей или порчей груза при перевозке железнодорожным транспортом, может быть взыскана в судебном порядке.

Однако законодательство предусматривает обязательность проведения досудебных процедур.

Так, в соответствии со статьей 120 УЖД РФ перевозчику предъявляется претензия до предъявления иска, связанного с осуществлением перевозок груза. В большинстве случаев предъявлять претензии к железной дороге имеют право грузоотправитель, грузополучатель (вне зависимости от того, принадлежит им право собственности на груз или нет) и страховщик, осуществивший страховую выплату.

В некоторых случаях правом предъявления претензий к РЖД наделен также и владелец железнодорожных путей необщего пользования. Распространенные претензииПретензии к РЖД можно предъявлять в случае:утраты груза; недостачи, повреждения (порчи) груза; просрочки доставки груза; задержки выдачи груза; необоснованной уплаты различных штрафов; возврата провозной платы либо платы за пользование вагонами; повреждения перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителю или грузополучателю.

К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие возникновение юридического факта, послужившего причиной предъявления претензии. Как правило, это транспортная железнодорожная накладная с надлежащими отметками, квитанция в приеме груза, коммерческий акт или акт общей формы и другие документы, в зависимости от вида претензии.

Подробный и исчерпывающий перечень необходимых по каждому виду претензии документов изложен в статье 120 УЖД РФ.Претензии к РЖД, согласно статье 123 УЖД РФ, могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней — в течение 45 дней.

Срок отсчитывается (по общему правилу) со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.

В случае если такую дату определить затруднительно (например, утрата груза в процессе перевозки либо возникновение недостачи и т. п.), УЖД РФ определяет точку отсчета — 30 дней от даты окончания срока доставки либо со дня выдачи груза.Предъявленная претензия должна быть рассмотрена перевозчиком в течение 30 дней. Статья 124 УЖД РФ допускает частичное удовлетворение претензии.

В этом случае, а также при отклонении претензии перевозчиком в уведомлении должно быть приведено основание принятого им решения со ссылкой на соответствующую статью УЖД РФ.

Если перевозчик отказывается удовлетворить претензию либо ответ перевозчика на претензию не получен в течение 30 дней с момента ее получения, заявитель имеет право обратиться с иском в судебные или арбитражные органы. Порядок предъявления и рассмотрения претензий, а также исчерпывающий перечень сведений, которые должны содержаться в этом докцументе, детализированы в Правилах предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России №42 от 18 июня 2003 г. (далее — Правила). Претензии в отношении утраты, недостачи, повреждения или порчи грузов предъявляются по каждой отправке, оформленной ТЖН.

При оформлении перевозки грузов одного наименования, погруженных на одной станции одним грузоотправителем на одну станцию назначения в адрес одного грузополучателя допускается предъявление одной претензии на группу отправок, по которым перевозчиком был составлен один коммерческий акт.

Допускается предъявление одной претензии по грузам, перевезенным маршрутной или групповой отправкой — на количество вагонов, указанных в коммерческом акте.Стоимость груза (если он сдавался к перевозке без объявления ценности) устанавливается на основании его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии данных сведений — цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичный товар либо устанавливается на основании экспертной оценки.

Из этой нормы статьи 96 УЖД РФ следует, что вне зависимости от того, объявлена ценность груза или нет, убытки должны быть возмещены грузоотправителю или грузополучателю (в зависимости от того, кто предъявил претензию) в том размере, который может быть подтвержден. Наряду с возмещением ущерба перевозчик возвращает грузоотправителю, грузополучателю взысканную плату за перевозку груза и иные взысканные перевозчиком платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза.В пункте 16 Правил уточнено следующее. Если при рассмотрении претензии будет установлено, что страховая компания частично возместила заявителю претензии ущерб от несохранной перевозки грузов, то перевозчик возмещает ущерб в размере действительной стоимости утраченного, недостающего, поврежденного или испорченного груза с учетом суммы, полученной заявителем претензии от страховой компании.Согласно пункту 19 Правил, при частичном удовлетворении или отклонении перевозчиком претензии заявителя перевозчик должен указать в уведомлении основание принятого решения со ссылкой на соответствующую статью УЖД РФ.

В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю. Уведомление перевозчика подписывается уполномоченным им лицом. В случае удовлетворения претензии, подлежащей денежной оценке, к ответу на претензию прилагается платежное поручение с отметкой об исполнении (принятии к исполнению) либо сообщается о том, в какие сроки и в каком порядке претензия будет удовлетворена.

Ответ на претензию отправляется заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспеивающих фиксирование отправления ответа на претензию, либо вручается под расписку.ПРАКТИКАСамые распространенные претензии, связанные с железнодорожными перевозками, это, прежде всего, претензии в отношении недостачи товара.Причинами внутритарной недостачи зачастую служит ненадлежащая упаковка товара.Причинами внутритарной недостачи зачастую служит либо ненадлежащая упаковка товара, либо нарушения при погрузке и укреплении груза в вагоне.

Претензии лучше предъявлять не к самой железной дороге, а к отправителю.

Если по договору между грузоотправителем и РЖД ответственность за погрузку несет перевозчик, то грузоотправитель вправе требовать возмещения убытков от железной дороги. При оформлении подобных претензий помимо накладной должен быть приложен коммерческий акт, в котором будут описаны нарушения упаковки, способ определения недостачи и причины ее возникновения.Причиной крупной недостачи по количеству мест может стать хищение части груза в процессе перевозки.

При оформлении подобных претензий помимо накладной должен быть приложен коммерческий акт, в котором будут описаны нарушения упаковки, способ определения недостачи и причины ее возникновения.Причиной крупной недостачи по количеству мест может стать хищение части груза в процессе перевозки.

Например, был случай недостачи 83 мешков с сахаром-песком (по 50 кг каждый мешок). Штемпель на накладной с датой фактического принятия перевозчиком груза к транспортировке был перечеркнут, и вместо него был поставлен другой, с гораздо более поздней датой.

Таким образом, вагон несколько дней находился в неизвестном месте, без надлежащей охраны, что повлекло за собой утрату значительной части груза.Еще один случай был связан с недостачей 111 мешков зерна, когда в коммерческом акте в разделе, описывающем состояние транспортного средства, было написано, что боковые шлевки на вагоне отломаны. Видимо, на одной из попутных станций злоумышленники взломали вагон и вынесли мешки с товаром, при этом ЗПУ на вагоне не были нарушены.В обоих случаях претензии были удовлетворены с одновременным возбуждением уголовных дел по факту кражи.Еще один вид претензий, наиболее часто встречающихся в практике, это претензии, связанные с просрочкой доставки груза.Согласно статье 97 УЖД РФ, перевозчик обязан уплатить пени в размере 9% от провозной платы за каждые сутки просрочки, но в общей сложности не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.

Срок доставки исчисляется с 24.00 дня приема груза к перевозке.

Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения указанного срока доставки. Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом МПС России № 27 от 18 июня 2003 г.
Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом МПС России № 27 от 18 июня 2003 г. Если поставки регулярные, а просрочки случаются часто, то имеет смысл оформлять и предъявлять такие претензии.

Для подтверждения факта просрочки требуется лишь транспортная железнодорожная накладная с отметкой о получении груза на станции назначения. Такие претензии удовлетворяются оперативно и, как правило, без возражений.АЛГОРИТМ Как избежать претензий?1.

Как можно тщательнее и четче прописывайте все условия в договоре.Чем подробнее вы изложите соответствующие пункты и статьи договора, тем легче будет определить, на каком этапе и кто из сторон будет предъявлять претензии к перевозчику.

2. Следите за надлежащим оформлением отгрузочных документов.Если поставки частые и регулярные либо товар дорогостоящий, можно заключить договор с независимой сюрвейерской компанией, которая будет осуществлять наблюдение при погрузке товара, а акты, составленные сюрвейером, послужат еще одним доказательством, если дело все-таки дойдет до суда. 3. Фиксируйте момент выдачи груза.Если вы грузополучатель, делайте это самостоятельно или обяжите делать это грузополучателя, если вы — грузоотправитель. 4. Требуйте составления коммерческого акта.Если вагон (контейнер) прибыл не в том состоянии, в каком должен был прийти, требуйте составление коммерческого акта.

Проверяйте соответствие составленного коммерческого акта требованиям законодательства, а в случае отказа в составлении такого акта — требуйте мотивированный отказ железной дороги и составляйте свой акт, а лучше — пригласите представителей местной торгово-промышленной палаты. 5. Не забывайте о сроках предъявления претензий.Следите за соблюдением всех процессуальных формальностей, чтобы перевозчик не мог отказать вам в удовлетворении вашей претензии по формальным основаниям.Н.В.

Теплинская,

Права и обязанности сторон договора перевозки груза

Обязанности перевозчика. Перевозчик обязан осуществить доставку груза, а также совершать с момента принятия груза к перевозке и до момента его выдачи управомоченному лицу все необходимые для обеспечения сохранности груза действия. В целях обеспечения сохранности груза перевозчик должен соблюдать условия и режим перевозки отдельных видов грузов (например, поддерживать определенную температуру в вагонах при перевозках скоропортящихся грузов), обращаться с грузом в соответствии с указаниями грузоотправителя, сделанными путем нанесения на тару специальной маркировки типа «верх», «не кантовать» и проч., применять приемы и способы вождения транспорта, обеспечивающие безопасность движения и сохранность грузов.

Перевозка отдельных видов грузов допускается только с обязательным сопровождением и охраной в пути (ст.

17 УЖТ РФ). На железнодорожном транспорте к таким грузам относятся, в частности, машины, тракторы, опасные грузы и т. д. Транспортные уставы и кодексы, а также правила перевозок определяют сроки, в течение которых перевозчик обязан хранить груз.

Например, п. 4 ст. 79 КВВТ РФ устанавливает, что он хранится в порту назначения бесплатно в течение суток, не считая дня прибытия судна. Далее груз хранится за дополнительную плату, взыскиваемую с грузовладельца.

Аналогичное правило предусмотрено ст. 38 УЖТ РФ. При этом на перевозчике лежит обязанность своевременно уведомить грузополучателя о прибытии груза.

При отсутствии такого уведомления перевозчик не имеет права взыскивать плату за хранение груза за период до получения грузополучателем уведомления о прибытии груза. Перевозчик обязан доставить груз в установленный в соответствии с законодательством срок, а при его отсутствии — в разумный срок (ст.

792 ГК РФ). Он может, если это не грозит сохранности грузов, увеличить скорость и доставить груз досрочно.

Обязательство признается исполненным своевременно, если перевозчик в надлежащие сроки не только доставит груз в пункт назначения, но до истечения сроков доставки совершит дополнительные действия, предусмотренные транспортным законодательством, например выгрузит грузы своими техническими средствами или подаст вагоны на подъездной путь получателя (ст.

33 УЖТ РФ). В обязанности перевозчика входит передача груза надлежащему получателю, т. е. лицу, указанному в транспортной накладной или ином документе (например, коносаменте). Выдается груз в том же порядке, в каком он был принят от отправителя.

Если вес груза определялся перевозчиком совместно с отправителем, то и при выдаче груза его вес определяется совместно. И наоборот, груз выдается без проверки веса, если при его приемке вес определялся отправителем без участия перевозчика.

Перевозчик обязан сообщать грузоотправителю, грузополучателю или иному лицу, уполномоченному распоряжаться грузом, о различных обстоятельствах, препятствующих исполнению обязательства в соответствии с условиями договора.

Например, если вследствие запрещения соответствующих властей, стихийных явлений или иных причин, не зависящих от перевозчика, возникает необходимость в изменении условий перевозки, перевозчик обязан немедленно уведомить об этом грузоотправителя, грузополучателя или иное управомоченное распоряжаться грузом лицо, известное перевозчику (ст.

153 КТМ РФ, п. 2 ст. 110 ВК РФ). Законодатель устанавливает также обязанность перевозчика страховать ответственность перед грузовладельцем за утрату, недостачу или повреждение груза (ст.

134 ВК РФ). Перевозчик имеет право на получение платы за перевозку, а также возмещение иных расходов, понесенных в связи с перевозкой (при выгрузке груза, хранении и т.

п.). Кроме того, перевозчик вправе: уничтожить, обезвредить или выгрузить легковоспламеняющийся, взрывчатый груз, если он становится опасным для других грузов (ст. 151 КТМ РФ, ст. 86 КВВТ РФ); реализовать груз, не востребованный в установленные правилами перевозок сроки (ст. 82 КВВТ РФ, ст. 48, 49 УЖТ РФ); удерживать прибывший в адрес получателя груз до момента внесения всех причитающихся ему платежей, а при уклонении от внесения данных платежей — реализовать груз (п.

4 ст. 790 ГК РФ, п. 5 ст. 79 КВВТ РФ, ст.

35 УЖТ РФ, п. 2 ст. 160 КТМ РФ). Права и обязанности грузоотправителя и грузополучателя. Грузоотправитель обязан оплатить перевозку и другие услуги перевозчика. Как правило, перевозка оплачивается до того, как груз фактически доставлен получателю. Грузоотправитель также обязан: принять доставленный в его адрес груз, вывезти его со станции или из порта в надлежащие сроки.
Грузоотправитель также обязан: принять доставленный в его адрес груз, вывезти его со станции или из порта в надлежащие сроки.

При этом права и обязанности грузоотправителя идентичны правам и обязанностям грузополучателя; распорядиться грузом, не принятым грузополучателем (п. 6 ст. 79 КВВТ РФ, ст. 34 УЖТ РФ, ст.

16 Устава автомобильного транспорта). Грузоотправитель имеет право: переадресовать груз, т. е. изменить грузополучателя, указанного в транспортной накладной, при условии, что груз еще не выдан получателю либо ему иным образом не передано право на груз, например путем вручения транспортной накладной или коносамента (ст.

31 УЖТ РФ, ст. 78 КВВТ РФ, ст. 149 КТМ РФ); требовать от перевозчика выдачи ему груза в установленном порядке (с проверкой веса и состояния груза или без нее), в том числе потребовать груз обратно до начала перевозки (ст.

149 КТМ РФ, п. 1 ст. 110 ВК РФ).

За получателем груза признается право требовать выдачи ему груза в месте назначения.

В обязанности грузополучателя входит: принятие и своевременный вывоз с территории порта, станции, аэропорта прибывшего в его адрес груза. Если грузополучатель в установленные сроки не принял груз, перевозчик вправе сдать его на хранение за счет грузоотправителя с уведомлением его об этом. Грузополучатель может отказаться принять груз только в случае, если по вине перевозчика качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования его по назначению (ст.

36 УЖТ РФ, п. 5 ст. 79 КВВТ РФ, п. 2 ст. 15 Устава автомобильного транспорта). Если порче подверглась только часть однородного груза, это не дает грузополучателю права отказаться от всей партии груза; осуществление окончательных расчетов с перевозчиком, в частности он обязан оплатить перевозку, если это ранее не было сделано грузоотправителем (ст.

30 УЖТ РФ, ст. 160 КТМ РФ).

Договор перевозки грузов. Права и обязанности сторон

Реализация принятых к исполнению заявок (заказов) на перевозку грузов осуществляется путем заключения и исполнения договоров между перевозчиками и отправителями. В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу -получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй (постатейный) (издание пятое, исправленное и дополненное с использованием судебно-арбитражной практики) Под ред.

О.Н. Садикова. Юридическая фирма «КОНТРАКТ», Издательский Дом «ИНФРА-М», 2006 г.

Заключение договора перевозки грузов можно разделить на две части. Первая часть — это заключение договора перевозки между грузоотправителем и перевозчиком, в соответствии с которым грузоотправитель сдает в надлежащем порядке груз, а перевозчик, принимая его, обязуется доставить его по назначению.

Вторая часть — это вступление в договор перевозки грузополучателя. Хотелось бы отметить, что грузополучатель вступает в договор независимо от того, поступила в его адрес грузовая квитанция, накладная или нет, поскольку ст.

31 Устава железнодорожного транспорта установлено, что грузополучатель вправе переадресовать груз без наличия грузовой квитанции Егиазаров В.А. Транспортное право. Учебник. Изд.: ЗАО Юстицинформ, 2007 г. С. 56. Таким образом, договор перевозки грузов является трехсторонним договором, в котором все его участники имеют права и обязанности.

Субъектами обязательства по перевозке являются перевозчик, грузоотправитель, а также грузополучатель. Перевозчиками грузов могут быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять деятельность, связанную с перевозкой грузов.

Функции грузоотправителей и грузополучателей могут выполнять как физические, так и юридические лица.

Объектом обязательства по перевозке грузов являются перевозимые перевозчиками грузы.

В качестве юридического объекта здесь выступает сама перевозочная деятельность, которая включает в себя перевозку грузов и иные действия, связанные, с погрузкой, выгрузкой грузов, их хранением и выдачей грузополучателю. Статья 791 Гражданского кодекса устанавливает, что перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Аналогичная обязанность перевозчика установлена ст.

20 УЖТ РФ, согласно которой перевозчик обязан подавать транспортные средства, пригодные для перевозки соответствующего груза. В целях выполнения указанной обязанности перевозчик должен содержать транспортные средства в технически надлежащем состоянии и перед подачей под погрузку проверить их пригодность для перевозки данного груза. Грузоотправитель, отправляя продукцию, обязан принимать все зависящие от него меры, обеспечивающие ее сохранность при перевозке.

Он не вправе грузить продукцию в любое транспортное средство (если погрузка осуществляется им), не заботясь о сохранности груза в пути.

Грузоотправитель должен отказаться от погрузки груза в транспортное средство, непригодное для перевозки данного груза, которое в таком случае считается неподанным в счет суточной нормы. Нарушение перевозчиком и грузоотправителем указанных выше обязанностей обычно приводит к повреждению или порче груза, в связи с чем приходится решать, кто должен нести ответственность перед грузополучателем. Статья 20 Устава железнодорожного транспорта устанавливает, что пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретных грузов, а также отсутствие внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние грузов при погрузке, выгрузке и в пути следования, особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров) для перевозки конкретных грузов определяется в отношении: вагонов — грузоотправителями, если погрузка осуществляется ими, или железной дорогой, если погрузка осуществляется ею; контейнеров — во всех случаях грузоотправителями.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 6 октября 2005 г. N 30

«О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «

Устав железнодорожного транспорта» в п.

13 разъяснил, что, если утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли из-за технической неисправности вагона, контейнера, ответственность должен нести перевозчик Егиазаров В.А. Транспортное право. Учебник. Изд.: ЗАО Юстицинформ, 2007 г.

С. 86. Он может быть освобожден от ответственности, если докажет, что утрата, недостача, повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, а также в случае представления доказательств, подтверждающих, что неисправность вагона, контейнера произошла по вине грузоотправителя. И даже если грузоотправитель осуществит погрузку груза в неисправный в техническом отношении вагон, зная об этом, то данное обстоятельство не освобождает перевозчика от ответственности за несохранность груза. Грузоотправитель может быть освобожден от ответственности за недостачу, повреждение груза, погруженного в непригодное в коммерческом отношении транспортное средство, если докажет вину перевозчика в недостаче, повреждении, порче груза.

Внесение провозной платы является одной из важнейших обязанностей грузоотправителя. По общему правилу провозная плата, размер которой определяется тарифами, должна быть внесена в пункте отправления одновременно со сдачей груза к перевозке.

Кроме того, перевозчик вправе задержать отправку груза, если плата за перевозку не внесена в установленные сроки (ст.

30 УЖТ) При этом вагоны, контейнеры будут, в соответствии со ст.

30 Устава железнодорожного транспорта, находиться на ответственном простое грузоотправителя. В случае невнесения причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку груза подача перевозчиком вагонов, контейнеров под очередную погрузку прекращается.

При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по вине грузоотправителя или грузополучателя с них взыскиваются в пользу перевозчика проценты на сумму просроченного платежа в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Пленум Высшего арбитражного Суда в своем Постановлении N 30 (п. 20) уточнил это положение Егиазаров В.А.

Транспортное право. Учебник. Изд.: ЗАО Юстицинформ, 2007 г.

С. 61. При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по причинам, зависящим от грузополучателя (грузоотправителя), с него подлежат взысканию по требованию перевозчика проценты, предусмотренные ст. 395 ГК Российской Федерации. Кроме того, в указанном случае до внесения грузополучателем всех причитающихся перевозчику платежей в соответствии с частью 5 ст. 30 Устава железнодорожного транспорта не выданные грузополучателю вагоны, контейнеры находятся на ответственном простое грузополучателя и с него взимается плата за пользование вагонами, контейнерами.

Более того, в соответствии со ст.

35 Устава железнодорожного транспорта в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку груза и иных платежей, причитающихся перевозчику, последний вправе удерживать груз с уведомлением в письменной форме об этом грузополучателя, который обязан в течение четырех суток после получения такого уведомления распорядиться грузом. Если в течение указанного срока грузополучатель не примет соответствующие меры по внесению платы за перевозку грузов и иных платежей и не распорядится грузом, перевозчик имеет право, если иное не предусмотрено договором перевозки, реализовать удерживаемый груз. При этом закон предусматривает определенные исключения.

Не могут быть реализованы грузы, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте в соответствии с федеральными законами; а также грузы, в отношении которых таможенное оформление не завершено; специальные, в том числе воинские грузы, предназначенные для удовлетворения государственных и оборонных нужд. Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение заявок (заказов) на перевозку грузов.

Своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь одним из условий надлежащего исполнения обязательства по перевозке, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность. На железнодорожном транспорте сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются Министерством транспорта по согласованию с Федеральным органом исполнительной власти в области экономики (ст. 33 УЖТ). Грузоотправители и перевозчики в договорах могут предусмотреть иной срок доставки грузов.

В настоящее время утверждены в установленном порядке и зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации (23 июня 2003 г. N 4816) Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом Егиазаров В.А., Ляндрес В.Б. Комментарий к Уставу Железнодорожного Транспорта РФ (постатейный).

Юридическая фирма «Контракт», 2004 г. Правовая Система Консультант Плюс. В соответствии с указанными Правилами исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе «Календарные штемпеля» в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе «Календарный штемпель перевозчика на станции отправления».

Грузы считаются доставленными в срок, если на железнодорожной станции назначения они выгружены перевозчиком или если вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям до истечения установленного срока доставки. Статья 16 УЖТ устанавливает, что грузоотправители могут предъявлять грузы для перевозок с объявленной ценностью. Особо подчеркивается, что перевозка грузов с объявлением их ценности осуществляется в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В Правилах установлено, что объявление грузоотправителем ценности грузов обязательно при предъявлении для перевозки следующих грузов: драгоценных металлов, камней и изделий из них; музейных и антикварных ценностей, предметов искусства и иных художественных изделий; грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Статья 16 УЖТ предусматривает, что за перевозки грузов с объявленной ценностью взимаются сборы, ставки которых устанавливаются тарифным руководством.

перевозка железнодорожный лицензирование накладная Правилами установлено: если перевозчик докажет, что объявленная ценность груза превышает действительную ее стоимость, то перевозчик возмещает грузоотправителю именно действительную ее стоимость в случае причинения грузу с объявленной ценностью ущерба при его транспортировке. Данную точку зрения поддерживает и Высший Арбитражный Суд РФ. В пункте 38 Постановления Пленума от 6 октября 2005 г.

N 30 он разъяснил, что при обнаружении явного несоответствия объявленной грузоотправителем стоимости груза его действительной стоимости арбитражный суд может рассмотреть вопрос о возможности квалификации действий грузоотправителя по предъявлению перевозчику требования, основанного на объявленной стоимости груза, как злоупотребление правом (ст. 10 ГК Российской Федерации). По общему правилу грузы, нуждающиеся в затаривании, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, обеспечивающей безопасность движения, сохранность грузов, транспортных средств (ст. 18 УЖТ). Перевозчики освобождаются от ответственности за утрату груза вследствие дефектов тары, только доказав, что они не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке.

Перевозка грузов на железнодорожном транспорте оформляется накладной и квитанцией о приеме груза, которые являются основными транспортными документами (ст.

25 УЖТ). Накладная содержит все необходимые сведения о перевозимом грузе, степени использования грузоподъемности вагона (контейнера), скорости перевозки, времени принятия груза к перевозке и т.д.

Отсутствие накладной свидетельствует об отсутствии договора перевозки, поскольку договор перевозки относится к числу формальных сделок и его наличие и содержание может быть подтверждено только письменными документами.

Статья 25 УЖТ подчеркивает, что

«железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза»

Егиазаров В.А., Ляндрес В.Б. Комментарий к Уставу Железнодорожного Транспорта РФ (постатейный). Юридическая фирма «Контракт», 2004 г.

Правовая Система Консультант Плюс. Перевозчику предоставлено право проверять правильность сведений, указанных грузоотправителем в накладной, в соответствии со ст.

27 УЖТ, предоставлено право проверять вес грузов путем выборочного взвешивания. Составляется также дорожная ведомость, которая вместе с накладной следует с грузом на станцию назначения и остается там. В целях обеспечения сохранности грузов, находящихся в процессе перевозки, двери вагонов, контейнеров должны быть опломбированы.

Опломбирование вагонов, контейнеров, осуществляется либо перевозчиком, либо грузоотправителем, указанным в перевозочных документах, в зависимости от того, кем производится погрузка.

Вагоны, контейнеры с грузами для личных (бытовых) нужд, подлежат опломбированию по усмотрению и за счет отправителей таких грузов либо перевозчиком. Опломбирование вскрывающихся для таможенного досмотра вагонов, контейнеров, осуществляется таможенными органами, которые составляют в этих случаях акт досмотра и прикладывают его к перевозочным документам. В этих случаях, если груз прибыл с исправными таможенными пломбами и при исправной перевозке, перевозчики освобождаются от выдачи груза и не могут нести ответственность за его несохранность.

Объективным доказательством отсутствия доступа к грузу при его перевозке является сочетание исправности транспортного средства с исправностью запорно-пломбировочного устройства на прибывшем транспортном средстве.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+