Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Гражданское право - Право собственности на природные ресурсы

Право собственности на природные ресурсы

Право собственности на природные ресурсы в Российской Федерации


Собственность на природные ресурсы имеет определяющее значение в системе общественных отношений по природопользованию и охране окружающей природной среды. Право собственности как юридическая категория может пониматься в двух значениях — субъективном и объективном.

Право собственности в субъективном смысле — это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами. В объективном смысле право собственности является одним из важнейших институтов Общей части экологического права и представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими Боголюбов С.А., Никитин В.В., Устюгова В.В.

Земельное право. М.: Норма, 2011. С.188. Право собственности на природные ресурсы установлено в Конституции РФ (ст. 9, 36), Гражданском кодексе РФ (ст.

129, 209, 212), актах экологического законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов: Лесном кодексе РФ (ст.

19) «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ.

в силу с 01.01.2015)., Водном кодексе РФ (ст. 34, 35), Законе РФ «О недрах» (ст.

1-2), Федеральном Законе «О животном мире» (ст.

4) и др. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред.

от 07.05.2013) «О животном мире». Законодательством выделены следующие виды права собственности на природные объекты и ресурсы:

  1. · федеральная собственность;
  2. 1. Государственная собственность:
    • · федеральная собственность;
    • · собственность субъектов Федерации;
  3. · собственность субъектов Федерации;
  4. 2. Муниципальная собственность
  5. 3.

    Частная собственность

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности.

Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты.

В связи с этим встает вопрос — о разграничении права государственной собственности на природные ресурсы между субъектами — Российской Федерацией и ее субъектами. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ разграничение права собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, т.е. основные правомочия собственника. Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы.

Соответственно к федеральным природным ресурсам могут относиться:

  1. · водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;
  2. · иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.
  3. · земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
  4. · виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;
  5. · земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  6. · месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;
  7. · виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
  8. · земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;

К федеральной собственности относятся земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, находящимися на соответствующей территории. Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и местной собственности применительно к особо охраняемым природным территориям, т.е.

участкам земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, решены Федеральным законом от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях». Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред.

от 24.11.2014) «Об особо охраняемых природных территориях».

Соответственно особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

К особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков.

Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). Согласно Федеральному закону «О недрах» недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

На континентальном шельфе Российская Федерация осуществляет:

  1. · исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.
  2. · суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без ее согласия;
  3. · исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают, однако, правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Достаточно полно решены вопросы отнесения водных объектов к объектам федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований в Водном кодексе РФ. В соответствии со ст. 36 в федеральной собственности находятся «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ.

в силу с 22.01.2015).:

  1. · подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов РФ;
  2. · водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;
  3. · внутренние морские воды;
  4. · иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.
  5. · водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных (т.е. нагуливающихся в море, а нерестящихся в реках) и катадромных (т.е. нагуливающихся в реках, а нерестящихся в морях) видов рыб;
  6. · водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;
  7. · территориальное море Российской Федерации;
  8. · водные объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;
  9. · поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов РФ;
  10. · трансграничные (пограничные) водные объекты;

Водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство РФ. При этом часть этих полномочий Правительство в соответствии с Конституцией РФ и Водным кодексом РФ может передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ.

В собственности субъектов РФ, согласно Водному кодексу РФ могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности. Водные объекты признаются собственностью субъектов РФ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти (ст. 37). Что касается лесов, то они в соответствии со ст.

19 Лесного кодекса РФ находятся преимущественно в государственной собственности. Причем лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности. Федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

Но общие для общества задачи решаются на трех уровнях — федеральном, региональном и муниципальном. Представляется, что природные ресурсы, кроме земельных, преимущественно должны оставаться федеральной собственностью.

Федерация, распоряжаясь природными богатствами от имени народа, должна обеспечивать интересы общества и государства, в том числе территорий. Распоряжение природными ресурсами, т.е. предоставление их в пользование, должно осуществляться под взаимным контролем федеральных органов и территориальных.

Этому, в частности, способствует единая система органов государственного управления по использованию и охране природных ресурсов в пределах территории Российской Федерации.

Законодательное регулирование отношений по распоряжению природными ресурсами осуществляется таким образом, что право пользования ими устанавливается главным образом на основе лицензии, выдаваемой специально уполномоченным органом, который входит в федеральную систему управления природопользованием, и договора, заключаемого правительством субъекта Федерации с природопользователем.
Законодательное регулирование отношений по распоряжению природными ресурсами осуществляется таким образом, что право пользования ими устанавливается главным образом на основе лицензии, выдаваемой специально уполномоченным органом, который входит в федеральную систему управления природопользованием, и договора, заключаемого правительством субъекта Федерации с природопользователем.

Право собственности на природные ресурсы

Бесплатная консультация юриста по телефону: позволяет их владельцам распоряжаться этими ресурсами по своему усмотрению.

Но существует ряд ограничений, которые собственники природных ресурсов обязаны соблюдать.

Данные ограничения закреплены в действующем законодательстве. По закону, право собственности на природные ресурсы — это возможность владения, пользования и распоряжения данным видом имущества. Причем следует учитывать, что эти права имеют определенные различия, связанные с конкретным типом ресурса.

Например, несколько разновидностей редкоземельных металлов не могут находиться в собственности физических лиц.

Понятие права собственности на природные ресурсы — это совокупность законов, регулирующих принципы владения, пользования и распоряжения данными ресурсами.

При этом, по закону, владение должно осуществляться с пользой не только для собственника, но и для общества в целом.Советуем ознакомиться:

Основное отличие этого вида права: оно связано с множеством ограничений, накладываемых на владельцев подобной собственности. Например, одной из основных обязанностей владельцев становится соблюдение экологических норм.

Требуется не только сохранение и грамотное использование ресурса — собственник обязан предотвращать любой ущерб, наносимый окружающей среде. Субъектами этого типа права называют тех лиц, которые могут пользоваться природными ресурсами на установленных законом условиях.

К субъектам относят:

  1. Государство. Является основным собственником на все виды природных ресурсов. Его представителями являются муниципалитеты и органы местного самоуправления. Обладает исключительным правом на владение всеми ресурсами, находящимися на его территории.
  2. Юридические лица. Стоит отметить, что в список входят как коммерческие, так и некоммерческие организации. К некоммерческим организациям относят различные частные сообщества, занимающиеся охраной природы. В ряде случаев действуют от имени государства, и находятся на государственном финансировании.
  3. Физические лица. К ним относятся российские и иностранные граждане.

В список объектов права на природные ресурсы входят все виды этого типа собственности. Список велик, поэтому предусмотрено несколько вариантов его деления.

Основным способом деления объектов данной категории права можно считать деление на неисчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы. К неисчерпаемым относятся: солнечная энергия, ветер, сила приливов и отливов, и т. п. Государство не накладывает серьезных ограничений на их использование.

Противоположность этого типа ресурсов — невозобновляемые.

К ним относятся, преимущественно, различные полезные ископаемые. За их добычей государство строго следит, не допуская бесполезных трат. Наиболее разнообразны возобновляемые природные ресурсы.

В них входят:

  1. Вода и воздух. В ряде случаев их относят к неисчерпаемым ресурсам. Но было доказано, что на текущий момент эти ресурсы нуждаются в охране и восполнении.
  2. Животные. В список обычно включают только диких животных. Выделяют типы, имеющие промысловое значение, и нуждающиеся в охране как находящиеся на грани вымирания.
  3. Отдельные типы быстровосполняемых минеральных ресурсов.
  4. Почвы. В ряде случаев наиболее редкие виды почв, необходимые для редких видов растений, находятся под охраной государства.
  5. Растения. Принцип разделения аналогичен применяемому к животным.

Все перечисленное является объектами права собственности на природные ресурсы. Принципы обращения с ними регулируются водным, лесным и земельным законодательством.

Согласно законодательству, собственник обладает несколькими основными правами, связанными с имеющимся у него имуществом:

  1. Владение. Возможность обладать определенным объектом на правах его законного хозяина.
  2. Распоряжение. Возможность менять юридический статус определенного имущества. Сюда же входит отчуждение собственности, приобретение и прекращение права на нее.
  3. Пользование. Возможность эксплуатации конкретного имущества, с получением конкретных преимуществ или прибыли. Следует учитывать: в ряде случаев имеется ввиду не материальная прибыль.

В отношении большей части видов имущества эти права работают безоговорочно.

Но при владении природными ресурсами на собственника накладывается ряд ограничений. Они связаны с основными особенностями, имеющимися у данного типа объектов права.

Главные особенности природных ресурсов как объекта имущественного права:

  1. Использования описываемого типа имущества — это сфера, касающаяся не столько отдельных лиц, сколько общества в целом. Это связано с тем, что владение природными ресурсами связано с охраной природы, а это попадает в сферу интересов государства.
  2. Все природные ресурсы являются основой благосостояния человека. Согласно Конституции РФ, они охраняются, так как являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории России.
  3. Этот ресурс не обладает базовой стоимостью, так как не был создан человеком. Стоимость определяется в процессе эксплуатации, и зависит от ряда факторов. Пример: исчезающие виды флоры и фауны. Их относительная цена высока из-за необходимости сохранения их, а вместе с ними — и определенных типов экосистем.
  4. Влияние на экологию. Как уже упоминалось, все объекты права собственности на природные ресурсы связаны с экологией.

Отдельно стоит упомянуть тот факт, что ряд природных ресурсов в принципе не может считаться объектом собственности. Пример: воздух или ветер. Это же касается и воды.

В частности, Водного кодекса РФ утверждает: право собственности не может в полной мере распространяться на водоемы.

Это связано с тем, что вода в природе циркулирует постоянно, и не способна принадлежать отдельному субъекту.

Согласно действующему законодательству, выделяется три основных типа форм собственности на описываемые объекты. Владеть природными ресурсами могут:

  1. Государство;
  2. Частные лица;
  3. Муниципальные организации.

Нужно обратить внимание: государство и муниципалитеты разделены на отдельные группы.

Хотя, по сути, любой муниципалитет является органом самоуправления, представляющим интересы страны. Но определенные различия между этими видами собственности имеются. В отношении собственности граждан не имеется различий, являются ли они юридическими или физическими лицами. Их права и обязанности, связанные с владением данным типом имущества, ничем не отличаются.

Их права и обязанности, связанные с владением данным типом имущества, ничем не отличаются.

Среди всех форм собственности, перечисленных в действующем законодательстве, приоритетным считается государственное владение природными ресурсами. Именно государство вправе передавать своим субъектам или гражданам возможность владения определенными типами имущества.

В список природных ресурсов, принадлежащих государству, входит:

  1. Земля и земельные участки;
  2. Объекты животного мира;
  3. Лесные объекты.
  4. Водные объекты;
  5. Недра и все, что в них содержится. Поэтому права на добычу полезных ископаемых передаются лишь на время, и являются частной разновидностью аренды;

Вся энергетика, связанная с земными недрами, находится в ведении государства и его субъектов. Это же справедливо для использования рек и приливов для получения электроэнергии.

С солнечной и ветряной энергией данные ограничения никак не связаны. Имеется ряд территорий, относящихся к природным ресурсам, но находящихся в федеральной собственности.

Их запрещено передавать даже муниципальным властям, так как они имеют стратегическое значение. Подобная защита права собственности распространяется на следующие объекты:

  1. Территориальные воды;
  2. Континентальный шельф;
  3. Исключительная экономическая зона РФ.

Воздух и вода не принадлежат ни одному собственнику, в том числе и государству. Эти ресурсы являются достоянием всего человечества.

Государство РФ обеспечивает их охрану и сохранение, но они не находятся в его исключительном пользовании или владении. Граждане РФ и иностранцы имеют право владеть определенными природными ресурсами на постоянной основе.

К объектам владения относят:

  1. Лесные объекты. Граждане обладают ограниченным правом владения лесными ресурсами. Эти права описаны в Лесного Кодекса РФ. В частности, это касается лесной растительности, расположенной на земельном участке в частной собственности. Гражданин имеет право распоряжаться и реализовать ее по своему усмотрению, в соответствии с законами РФ.
  2. Водные объекты. Допускается владение небольшими, обособленными водоемами, не связанными с другими объектами, находящимися на поверхности. Проточные водоемы не могут находиться во владении у частных лиц. Права собственников подобных объектов регулируются и Водного Кодекса РФ.
  3. Земельные участки. При этом определенные типы земель не подходят для владения частными лицами, физическими или юридическими. А иностранцы не могут обладать участками, расположенными в пограничной зоне России. Основные права граждан на землю перечислены в Конституции РФ.

Закон требует, чтобы граждане всегда соблюдали основные требования, предъявляемые к собственникам природных ресурсов. И здесь нужно разобраться с основаниями для возникновения и прекращения права собственности на этот тип имущества. Сначала надо понять, что является основанием для возникновения прав на природные ресурсы:

  1. Наследование имущества.
  2. Приватизация.
  3. Решение суда.
  4. Передача собственности муниципалитетом в пользу гражданина (граждан).
  5. Покупка, дарение, мена на основе соответствующего договора.

В описанных случаях работают общие принципы обращения с частной собственностью, перечисленные в ГК РФ.

А вот в случае прекращения имущественных прав работают принципы, характерные именно для владения природными ресурсами. Вот они:

  1. Во владении гражданина оказалось имущество, владеть которым он не имел права. Например: земля, изначально принадлежащая заповеднику. Это же правило касается проточных водоемов, владения редкими видами животных и растений, недрами и т. п.
  2. Гражданин не соблюдает экологические нормы, установленные действующим законодательством. Сюда входят любые нарушения, влияющие на экологическую обстановку. В случае малозначительных нарушений гражданин получает предупреждение. А серьезные преступления в сфере экологии часто приводят к конфискации имущества, относящегося к природным ресурсам.

Все прочие ситуации прекращения имущественных прав ничем не отличаются от стандартных ситуаций.

Пример: заклад и невыплата залога, самовольный захват и т. п. Бесплатная консультация юриста по телефону:

Содержание права собственности на природные ресурсы Текст научной статьи по специальности «Право»

СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ А.С. Тихонова Донской государственный технический университет (Россия, г.

Ростов-на-Дону) DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11049 Аннотация. В данной статьи рассмотрены правовые нормы, регулирующие право собственности на природные ресурсы. Выделены три главные ветви правомочий содержания право собственности на природные ресурсы: владение, пользование, распоряжение, а также приведена их характеристика и примеры.
Выделены три главные ветви правомочий содержания право собственности на природные ресурсы: владение, пользование, распоряжение, а также приведена их характеристика и примеры.

Главным выводом является то, что соблюдение рациональной эксплуатации и верного использования субъектами требований по охране природы, в результате сократят коэффициент загрязнений, истощений и предотвратят уничтожения окружающей среды. Ключевые слова: экология, общественный экологический контроль, право собственности на природные ресурсы, охрана окружающей среды. Право собственности на природные ресурсы — это совокупность правовых норм, которые регулируют отношения собственности на природные ресурсы.

Так же как и в других случаях содержания права собственности, в содержание права собственности на природные ресурсы входят такие же правомочия — владение , пользование и распоряжение. Под правом владения принято понимать закрепленную законом возможность фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним. Правом пользования определяют юридическую возможность извлекать из природного объекта определенную выгоду, его полезные свойства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей и получения прибыли.

Право распоряжения устанавливает возможность, в пределах дозволенного законом, определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.

В соответствии со ст.209 ГК РФ, собственник по своему усмотрению вправе владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону.

По этой причине в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со спецификой объектов собственности ( природные ресурсы), так и с видами ее субъектов (государство, организации, граждане). Природные ресурсы — особые объекты права собственности, которые изначально не обладают стоимостью в силу своего естественного происхождения, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния человека.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ закреплено, что земля и иные природ ные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно вышеизложенному можно сделать вывод, что состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды — это сфера не только частных интересов, сколько публичных, что подразумевает возможность вмешательства государства в регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограниче- ний для осуществления составляющих ее правомочий. В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., отражено, что в современных условиях увеличивается значимость роль государства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, эффективность государственного управления и контроля в области охраны природы. Конституция РФ в ст.36 и ст. 209 ГК РФ предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками свободно, в том случае если это не наносит реального ущерба окружающей среде, учитывая специфику природной и социально-экономической ценности природных ресурсов.

Из этого следует, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного воздействия собственной деятельности. Также существуют и ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, выражающиеся в определении особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества, например, правила совершения сделок с землей, установление их максимальных размеров и целевого назначения использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и пр. Значительная часть природных ресурсов вовсе изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

Следует отметить, что правовой режим отдельных видов природных ресурсов, в связи с их естественными свойствами, достаточно сложно или вовсе невозможно рассматривать в рамках отношений права собственности. Например, регулированию не подлежит право собственности на атмосферный воздух. А взяв в пример права собственности на водные объекты, то в ст.

31 Водного кодекса РФ, закреплено, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Подведя итоги, можно сделать вывод, что своеобразие положения государства, как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и пользования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования.

А правомочие распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей природной среды и др. Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособности, определенной в уставах и других учредительных документах.

Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособности, определенной в уставах и других учредительных документах.

Таким образом, содержание права собственности на природные ресурсы составляют правомочия владения, пользования и распоряжения данными ресурсами, с соблюдением норм гражданского и экологического законодательства, при условии правильного использования ресурсов и охраны окружающей среды от вредного воздействия деятельности человека. Библиографический список 1. Исакова Ю.И. Процессы институционализации гражданского контроля в области земельного надзора (контроля) / Ю.И.

Исакова и др. Монография. — Ростов н/Д.: ДГТУ, 2014. — 202 с. 2. Пчельников М.В. Особенности нормативного правового регулирования института общественных инспекторов по охране окружающей среды // Юристъ-Правоведъ.

— 2017. -№ 4 (83). 3. Пчельников М.В. Вопросы организации общественного контроля в области охраны окружающей среды // Общественно-правовой контроль и мониторинг за состоянием окружающей среды как важная часть процесса формирования правового государства и гражданского общества. — М.: Изд-во «Юрист», 2014. — 240 с.

4. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 5. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017). 6. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред.

От 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» (с изм.

и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) 7. Экологическое право: учебник для академического бакалавриата / С. А. Боголюбов [и др.]; под ред.

С. А. Боголюбова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2016. 8. Пчельников М.В. Деятельность общественных объединений в сфере экологического контроля в Российской Федерации // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института.

— 2012. — № 2. — С. 99-104. 9. Экологическое право учеб. пособие / Ю.И.

Исакова. — Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2015. — 152 с. 10. Сагирян И.Г. Научная публикация студента / И.Г. Сагирян и др. Учебно-методическое пособие.

— Ростов н/Д.: ДГТУ, 2021 — 56 с. CONTENT OF TITLE TO NATURAL RESOURCES A.S.

Tikhonova Don state technical university (Russia, Rostov-on-Don) Abstract.

This article discusses the legal rules governing the ownership of natural resources. There are three main branches of the content of ownership of natural resources: ownership, use, disposal, as well as their characteristics and examples.

The main conclusion is that the observance of rational exploitation and correct use by the subjects of the requirements for environmental protection, as a result, will reduce the rate ofpollution, depletion and prevent the destruction of the environment. Keywords: ecology, public environmental control, ownership of natural resources, environmental protection.

Права на природные объекты и ресурсы: понятие, виды, право собственности

Как работает сервис В экологическом праве природные ресурсы и объекты рассматриваются как составные части окружающей среды, которые нуждаются в охране и разумном природопользовании. Еще один момент, который следует учитывать: в результате деятельности по пользованию объектов природного мира, будучи изъятыми из окружающей среды, ресурсы и объекты могут превращаться в объекты рыночных взаимоотношений, при этом они обретут определенную стоимость, которая определяется существующим спросом на продукцию такого рода. Характер принадлежности природных ресурсов и объектов определенным субъектам экологических правоотношений имеет первостепенное значение, так как объекты мира природы могут быть либо свободны по своему правовому статусу, либо иметь какое-либо ограничение.

Важно своевременно определить виды прав собственности на природные объекты и ресурсы и выявить субъектов, которые являются правообладателями.

На основе анализа существующего на сегодняшний день законодательства в сфере экологии можно выделить такие виды прав собственности на природные ресурсы:

  1. пожизненное право владения наследуемого земельного участка;
  2. право безвозмездного пользования;
  3. право собственности на землю и другие природные ресурсы и объекты.
  4. аренда и другие типы срочного возмездного пользования объектами природы и ресурсами;
  5. сервитут по отношению к природным ресурсам;
  6. право бессрочного пользования участком земли;
  7. права на условиях соглашения о разделе продукции и концессионного договора;

Земельные ресурсы – вид ресурсов, которые не были созданы руками человека, то есть вся поверхность земли, которая располагается над уровнем моря, и при этом ее может использовать человек для своей деятельности и жизни. Земельные ресурсы – важный элемент жизни человека, который в зависимости от своих качеств (плодородия почвы, расположения, рельефа, площади, климата и т.д.) имеет определенную стоимость и ценность.

В соответствии со статьей 209 Гражданского Кодекса собственнику принадлежат права распоряжения, пользования и владения своим имуществом. При этом в статье 129 ГК прописано, что земля и иные природные ресурсы могут переходить от одного лица к другому или отчуждаться в той мере, в какой это допускается законом о земле и иных природных объектах. Для понимания правоотношений в сфере природных ресурсов и объектов, следует понимать, кого считать собственником природных ресурсов и объектов.

Статья 9 Конституции РФ во второй своей части определяет, что земельные и иные природные ресурсы могут находиться в муниципальной, государственной, частной и прочих видах и формах собственности.

Исходя из этого, разумно будет подробнее рассмотреть нормы законов, которые непосредственно регламентируют эти вопросы. В главе 3 Земельного Кодекса РФ, отмечено, что все предусмотренные Конституцией РФ формы собственности допускаются к применению земельных ресурсов.

Вопросы разграничения собственности в Российской Федерации на собственность муниципальных образований, на собственность субъектов РФ и федеральную собственность (собственность Российской Федерации) регламентируются нормами Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Происходит это по причине того, что в Российской Федерации земельный строй только формируется и, в основном, на основе государственной собственности на землю.

Земельный Кодекс предполагает возможность приобретения в частную собственность земельных участков не только юридическими лицами и гражданами Российской Федерации, но и иностранными юридическими лицами, лицами без гражданства и иностранными гражданами, для которых установлены определенные ограничения федеральным законодательством. Так, ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

№ 10 ФЗ от 24.07.2002, устанавливает для иностранных юридических лиц и граждан категорический запрет на приобретение таких земель. В ст. 27 Земельного Кодекса определен состав земель, которые получили ограничение в обороте или были полностью из него изъяты.

Государственной собственностью, согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» № 2391 от 21.02.1992, недра в границах РФ, включая все подземное пространство и находящиеся в нем энергетические, полезные ископаемые и прочие ресурсы. Законом установлено, что участки недр не могут быть предметом залога, вклада, наследования, дарения, продажи, купли или отчуждаться в какой-либо другой форме, предусмотренной законодательством РФ.

Однако, полученные из недр ископаемые и прочие ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной собственности, также в собственности субъектов Российской Федерации. Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание Водные ресурсы представляют собой воды океанов, морей, водохранилищ, каналов, рек и озер, пригодные для использования человеком в своем хозяйстве. К этой же категории природных ресурсов можно отнести ледники, почвенные влага, водяные пары атмосферы, болота и подземные воды.

Поддержание жизнедеятельности всего живого на Земле – важнейшее назначение водных ресурсов.

Интерес данный ресурс может представлять не только как источник питьевой воды, но и как среда обитания рыб, как транспортные магистрали, как необходимый компонент многих технологических и пичевых производств. Водные объекты находятся в федеральной собственности в соответствии со статьей 8 Водного Кодекса.

Однако, такие водные объекты, как обводненный карьер либо пруд, которые находятся в пределах границ земельного участка, находящегося в праве собственности юридического или физического лица, муниципального образования или субъекта ФР, находятся соответственно в частной, муниципальной, региональной или государственной собственности, если федеральными законами не установлено иное. Лесные ресурсы — это в первую очередь древесные ресурсы, а также кормовые, пищевые, технические и лекарственные.

Также лесные ресурсы важны своей способностью противостоять эрозии почв, оздоравливать человека, регулировать климат и сохранять водные запасы. Проблема современных лесных ресурсов – их значительное сокращение, нерациональность лесных заготовок и вырубок, а также обезлесивание площадей.

Содержание Лесного Кодекса РФ регламентирует правоотношения и деятельность людей в отношении лесных угодий страны. Лесной Кодекс в статье 19 регламентирует принадлежность лесного фонда и леса, расположенного на землях обороны, федеральной собственности. Согласно статье 20 Лесного Кодекса в собственности юридического лица или гражданина может находиться кустарниковая и древесная растительность, которая располагается на земельном участке, принадлежащем этому субъекту, в том случае, если федеральным законом не установлено иное право собственности в экологическом праве.

В том случае, если данная растительность появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом после передачи земельного участка в собственность юридическому лицу или гражданину, то им принадлежит право распоряжаться, пользоваться и владеть растительностью в соответствии со своим усмотрением. Животный мир представляет собой совокупность всех видов диких животных (насекомых, пресмыкающихся, рыб, птиц, молюсков, земноводных, млекопитающих и др.) проживающих на определенной территории в естественном, свободном состоянии.

Животный мир – это промысловые и охотничьи ресурсы, для защиты которых и для регулирования правоотношений в данной сфере был создан Закон о животном мире. Закон о животном мире устанавливает, что в пределах территории РФ животный мир является собственностью государства. При этом разграничение государственной собственности на животный мир, на собственность субъектов и федеральную собственность осуществляется в установленном федеральным законом порядке.

В Законе о животном мире присутствует допущение о том, что у федеральной собственности могут относиться объекты животного мира, которые населяют исключительную экономическую зону РФ, континентальный шельф, территориальное море, особо охраняемые природные территории и др.

Согласно статье 2 Закона природных территориях, которые подлежат особой охране, эти территории в зависимости от их функционального назначения и статуса могут находиться в муниципальной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в федеральной собственности. Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

§1.

Определение права собственности на природные ресурсы

Собственность составляет экономическую основу жизни общества и выражается в виде отношений между субъектами по поводу материальных и других благ. Право собственности является юридическим выражением, формой закрепления экономических отношений собственности и являет собой урегулированные законом общественные отношения по владению, использованию и распоряжению объектами собственности.

Понятие собственности на природные ресурсы следует рассматривать как экономическую и юридическую категории.

Как экономическая категория собственность на природные ресурсы возникла задолго до появления государства и права, а именно тогда, когда первобытный человек впервые обозначил конкретную земельную территорию или участок как принадлежащие роду, племени или отдельному индивиду. Следовательно, главным признаком собственности на природные ресурсы в экономическом аспекте является присвоение конкретной земельной территории или участка со всеми расположенными на них природными ресурсами соответственно первобытным социумом или одним из членов общества. Таким образом, собственность на природные ресурсы как экономическая категория являет собой систему общественно-экономических отношений по поводу присвоения земельных, лесных, водных и других ресурсов природы, объявления их собственностью, в форме, которая определяется господствующим в данном обществе способом производства, уровнем и потребностями развития его, производительных сил.

Как юридическая категория собственность на природные ресурсы является продуктом перехода общества к государственно-правовому уровню организации общественной жизни. Она являет собой результат закрепления правовыми нормами экономических общественных отношений относительно присвоения земельных, лесных, водных и других ресурсов природы, то есть отношений владения, использования и распоряжения этими ресурсами, лицами, которые юридически признаны владельцами соответствующих богатств природы. Такое закрепление имеет выражение в праве собственности на природные ресурсы.

Наряду с другими средствами производства природные ресурсы образуют материальную основу развития общества. Удовлетворяя материальные потребности общества, объекты природы как объекты собственности выполняют экономическую функцию.

Но, будучи одновременно и объектами природной среды, они выполняют и экологическую функцию. Таким образом, экономические отношения университет собственности на природные ресурсы дополняются экологическим содержанием, которое превращает их в эколого-экономические отношения.

Право собственности на природные ресурсы — это совокупность правовых норм, которые закрепляют и охраняют владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, в интересах, как лица, так и общества, в целом.

Таким образом, право собственности в объективном значении следует понимать как совокупность правовых норм, которые закрепляют, регламентируют и охраняют отношения собственности на природные ресурсы в государстве, которыми является земля, недра, леса, растительный и животный мир, объекты естественно заповедного фонда.

Правоотношения собственности на природные ресурсы являются абсолютными.

Это означает, что в рамках таких правоотношений субъекту права собственности на объект природы корреспондирует (противостоит) неограниченный круг лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, которые нарушают права владельца или препятствуют ему в осуществлении правомочностей по владению, использованию или распоряжению отмеченным объектом природы. Субъективное право собственности на природные ресурсы — совокупность полномочий разных субъектов (государства, юридические и физические лица) относительно владения, пользования и распоряжения, надлежащими им природными ресурсами (земельными, полезными ископаемыми, лесными, водными, животного и растительного мира, естественно заповедного фонду): а) возникают в связи с передачей или приобретением в собственность соответствующих природных ресурсов; б) доказывается государственным актом на право собственности или гражданско-правовым соглашением о приобретении (покупки, продажи, обмен, и тому подобное); в) носит абсолютный характер, то есть исключительная принадлежность полномочий относительно владения, использования и распоряжения природными ресурсами, их владельцу и общая обязательность всех других воздерживаться от их нарушений. Право собственности на природные ресурсы имеет специфические особенности, связанные с экологическим содержанием последних: правоотношения собственности на природные ресурсы являются абсолютными.

Это означает, что в рамках таких правоотношений субъекту права собственности на объект природы корреспондирует (противостоит) неограниченный круг лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, которые нарушают права владельца или препятствуют ему в осуществлении правомочностей по владению, использованию или распоряжению отмеченным объектом природы. В то же время право собственности на природные ресурсы на современном этапе развития общества не является абсолютным.

В большинстве стран мира оно ограничивается в законодательном порядке в интересах общества. Пределы осуществления права собственности на природные ресурсы определяются кругом положенных законодательством на владельцев соответствующих природных объектов долга относительно рационального использования и охраны окружающей природной среды.

Право собственности на природные ресурсы имеет ряд специфических особенностей, связанных с их экологическим содержанием. Во-первых, это право собственности не является всеобъемлющим, потому что не все природные ресурсы за своими свойствами могут находиться в собственности, а лишь те из них, что является относительно стабильными, подлежат индивидуализации. К ним принадлежат земля, недра, воды, леса, животный мир, естественно заповедные объекты.

Другие элементы природной среды не способны через объективные свойства быть объектами собственности (ветровая и солнечная энергия, атмосферный воздух, климатические ресурсы и другое) потому что не могут быть объектом присвоения со стороны человека и общества. Во-вторых, природные ресурсы, хотя и является самостоятельными объектами права собственности, однако неразрывно взаимоувязываемые.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+