Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Бухгалтерский учет - Приказ о выбытие имущества из филиала и с баланса филиала

Приказ о выбытие имущества из филиала и с баланса филиала

Передача основных средств на баланс обособленного филиала


Автор PPT.RU 25 июля 2016 Как отразить в учете организации, имеющей территориально обособленный филиал, выделенный на отдельный баланс, передачу филиалу объекта основных средств (ОС), который используется в основном производстве? Головной организацией передан филиалу объект ОС. По данным бухгалтерского и налогового учета первоначальная стоимость объекта ОС составляет 600 000 руб.; сумма амортизации, начисленной на дату передачи, — 120 000 руб.; срок полезного использования, установленный на дату принятия объекта ОС к учету, — 60 месяцев; амортизация начисляется линейным способом (методом).

Доходы и расходы в целях налогообложения учитываются методом начисления. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиал не является юридическим лицом, наделяется имуществом создавшей его организации и действует на основании утвержденного ею положения (п.
Филиал не является юридическим лицом, наделяется имуществом создавшей его организации и действует на основании утвержденного ею положения (п.

п. 2, 3 ). Перемещение объекта ОС между структурными подразделениями организации выбытием объекта ОС не признается (п. 82 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н). Соответственно, по объекту, переданному филиалу, продолжает начисляться амортизация принятым в организации способом, в данном случае — линейным, исходя из срока полезного использования, установленного при принятии этого объекта ОС к учету головной организацией (п.

п. 17, 18, 19 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н). Ежемесячная сумма начисленной амортизации по объекту ОС, используемому в производственной деятельности, включается в состав расходов по обычным видам деятельности и в дальнейшем формирует себестоимость произведенной филиалом продукции (п. п. 5, 16, 9 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

В рассматриваемой ситуации филиал, которому передается объект ОС, выделен на отдельный баланс. Напомним, что под отдельным балансом подразумевается самостоятельно установленный организацией перечень показателей для формирования баланса филиала для нужд управления организации (в целях отражения имущественного и финансового положения филиала) (п. 2 Письма Минфина России от 02.06.2005 N 03-06-01-04/273, Письмо Минфина России от 29.03.2004 N 04-05-06/27).

Указанный перечень закрепляется во внутренних распорядительных документах организации.

При передаче объекта ОС с баланса головной организации на баланс филиала первоначальная стоимость данного объекта, а также сумма начисленной амортизации по нему списываются с баланса головной организации и передаются на баланс филиала через счет учета взаиморасчетов между головной организацией и филиалом.

Напомним, что бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы) (ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.

8 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н). [B=63]В связи с этим все филиалы организации независимо от их места нахождения, включая выделенные на отдельный баланс, применяют единую принятую в организации учетную политику (п. 9 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Порядок взаимодействия головной организации и филиала в целях формирования бухгалтерской отчетности, а также отражения в учете взаиморасчетов между головной организацией и филиалом организация разрабатывает самостоятельно. Принятый порядок документооборота, формы применяемых при этом первичных учетных документов, а также синтетические и аналитические счета, используемые при отражении взаиморасчетов с филиалом, утверждаются руководителем организации (п.

4 ПБУ 1/2008). Отметим, что в бухгалтерском балансе расчеты между филиалом и головной организацией не отражаются, поскольку суммарное сальдо таких расчетов равно нулю. Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в соответствии с изложенным выше и общими правилами, установленными Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

При передаче объекта ОС филиалу не происходит перехода права собственности на него, то есть реализации в смысле положений п.

1 , а следовательно, не возникает объекта налогообложения по НДС, предусмотренного пп. 1 п. 1 . Как было сказано выше, при передаче филиалу объекта ОС не происходит его реализации.

То есть при такой передаче не возникает доходов и расходов для целей налогообложения прибыли. Кроме того, при такой передаче нет оснований для исключения объекта ОС из состава амортизируемого имущества, предусмотренных п.

3 . Амортизация по объекту ОС, переданному филиалу, продолжает начисляться в ранее установленном порядке (что также следует из п. 4 , п. 5 ). Амортизация включается в состав расходов, связанных с производством и реализацией, ежемесячно в начисленной сумме (пп.

3 п. 2 , п. 3 ). Расход в виде амортизации объекта ОС, используемого в основном производстве, как правило, учитывается в качестве прямого расхода (п.

1 ). Прямые расходы относятся к расходам того отчетного (налогового) периода, в котором будет реализована продукция, в стоимости которой они учтены в соответствии со ст.

319 НК РФ (п. 2 ст. 318 НК РФ). При этом отметим, что налогоплательщиком налога на прибыль является организация (п. 2 , п. 1 ). Организации, в состав которых входят обособленные подразделения (в данном случае — филиал), исчисляют и уплачивают налог на прибыль с учетом положений .

Налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям представляет в налоговый орган по месту своего нахождения головная организация (п. 5 ). При этом порядок и сроки представления филиалом соответствующей информации и документов, необходимых для формирования налоговой базы по налогу на прибыль, самостоятельно устанавливаются организацией и утверждаются приказом (распоряжением) руководителя (). Таким образом, вне зависимости от того, где находится объект ОС, в головной организации или в филиале, расходы в виде амортизации учитываются при формировании единой налоговой базы по налогу на прибыль.

Налог на имущество организаций является региональным налогом (п. 1 ) и уплачивается организациями, имеющими движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов ОС (п. 1 , п. 1 ). Исключение составляют объекты, перечисленные в п. 4 , а также случаи освобождения от налогообложения, предусмотренные .

4 , а также случаи освобождения от налогообложения, предусмотренные . В случае если объект ОС, переданный территориально обособленному филиалу, выделенному на отдельный баланс, облагается налогом на имущество, его налогообложение после передачи будет осуществляться по местонахождению этого филиала, то есть с применением ставки, действующей на территории того субъекта РФ, в котором находится филиал (). Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб.

Первичный документ Бухгалтерские записи в учете головной организации при передаче объекта ОС Списана первоначальная стоимость объекта ОС, переданного филиалу 79-1 01 600 000 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств, Инвентарная карточка учета объекта основных средств Списана амортизация, начисленная по объекту ОС, переданному филиалу 02 79-1 120 000 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств, Инвентарная карточка учета объекта основных средств Бухгалтерские записи в учете филиала при получении объекта ОС Отражена первоначальная стоимость полученного от головной организации объекта ОС 01 79-1 600 000 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств, Инвентарная карточка учета объекта основных средств Отражена амортизация, начисленная по полученному объекту ОС 79-1 02 120 000 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств, Инвентарная карточка учета объекта основных средств Бухгалтерские записи в учете филиала ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем получения объекта ОС, до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета Начислена амортизация (600 000 / 60) 20 02 10 000 Бухгалтерская справка-расчет Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить!

Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Мы узнаем о неточности и исправим её. БУХГАЛТЕРУ: СТАТЬИ : НОВОСТИ Подписывайтесь на наш канал в Telegram Мы расскажем о последних новостях и публикациях.

Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен Узнавайте важные новости вовремя!

Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 — 2020 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его функционирования .

Если вы не согласны, пожалуйста, покиньте сайт. Ошибка на сайте Удаление аватара Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию? Выход Вы уверены, что хотите выйти?

Как оформить перемещение основных средств внутри организации – образцы документов при внутренней передаче

» » » » 22.08.2019 Основные средства представляют собой некоторую часть имущества организации, которая используется в процессе трудовой деятельности. Они обладают определенным сроком использования, стоимостью и другими характеристиками.

На предприятии могут возникать ситуации, при которых происходит перемещение средств внутри организации. Выполнение внутренней передачи объектов ОС требует соблюдения специальных правил и соответствующего документального оформления. Решение о необходимости внутреннего перемещения основных средств в пределах одного собственника может принимать только руководство предприятия.
Решение о необходимости внутреннего перемещения основных средств в пределах одного собственника может принимать только руководство предприятия. Важно! Фонды могут перемещаться между структурными подразделениями, цехами, участками и т.д.

В свою очередь, руководство отдела, в которое попадают средства, вправе распределять их внутри объединения. Основными причинами внутреннего перемещения ОС можно считать следующие обстоятельства:

  1. необходимость передачи основных средств в дочернюю компанию (филиал), для которого выделен отдельный баланс;
  2. необходимость проведения ремонтных работ, реконструкции или модернизации;
  3. необходимость передачи объектов ОС в другое подразделение.

Материально ответственным лицом принято считать трудящегося гражданина, профессиональная деятельность которого подразумевает взаимодействие с имуществом компании. За его сохранность, порчу и состояние сотрудник несет ответственность, и в случае возникновения проблем, компенсирует работодателю нанесенный ущерб.

Для того чтобы передать имущество под ответственность другому материально-ответственному лицу, необходимо осуществить несколько действий. Прежде всего, нужно провести инвентаризацию. Результаты процедуры оформляются должным образом.

В ходе мероприятия определяется точное количество основных средств и их основные характеристики, в том числе состояние. В инвентаризации принимают участие оба материальных лица — действующее и будущее, а также члены специально созданной .

Далее следует оформление договоров.

В данном случае их несколько — о смене материально-ответственного лица и о возлагаемой на него ответственности. Приказ о смене МОЛ. Составляется по окончанию проведения инвентаризации.

В документе указываются сведения о сотрудниках, а также основных средствах. Также делается отметка о точной дате, с которой ответственность за имущество возлагается на другого работника. Приказ о передаче ОС другому МОЛ.

Следует учесть, что документация такого характера является достаточно важной.

При этом унифицированной формы для ее заполнения не предусмотрено.

При оформлении распоряжения руководство предприятия должно соблюдать определенные правила, касающиеся содержания бумаги.

При наличии формы, разработанной в компании для создания подобных документов, можно воспользоваться ее образцом.

Обязательному отражению подлежат следующие сведения:

  1. причина, по которой возникла необходимость внутреннего перемещения основных средств;
  2. порядковый номер;
  3. данные о материально-ответственных лицах;
  4. назначение членов комиссии.
  5. полное название компании;
  6. дата оформления;
  7. сведения о проведенной инвентаризации;

В конце приказа должна стоять подпись главного руководителя предприятия или его заместителя. Кроме этого, при передаче основных средств другому материально ответственному лицу, последним составляется специальная расписка.

Она выступает в качестве согласия с информацией, полученной в ходе инвентаризации. Также она свидетельствует о том, что новое МОЛ не имеет претензий к членам комиссии. Для оформления записки в инвентаризационной описи присутствует соответствующий раздел.

Смена материально ответственного лица может быть обусловлена несколькими факторами.

Среди таковых нужно выделить следующие:

  1. оформление действующим МОЛ длительного больничного;
  2. повреждение имущества, его порча и т.д.;
  3. увольнение;
  4. другие неблагоприятные обстоятельства.
  5. отъезд в командировку;

Ранее уже было указано, что перемещение ОС внутри организации должно сопровождаться оформлением специальной документации, которая должна быть составлена должным образом.

При нарушении установленных правил у работодателя могут возникнуть проблемы с проверяющими органами. В данном случае обязательно оформляется несколько документов — накладная и приказ.

Ранее вместо первой бумаги использовался акт приема-передачи ОС. В текущий момент необходимо оформлять именно . С этой целью следует использовать унифицированную форму бланка ОС-2. Приказ может составляться в свободном виде с учетом общепринятых правил компании. Также отметки о перемещении ОС в пределах одного собственника ставятся в инвентарных книгах.
Также отметки о перемещении ОС в пределах одного собственника ставятся в инвентарных книгах.

Изменения вносятся в 4 раздел карточек.

Для оформления приказа о внутреннем перемещении пользоваться унифицированным бланком не нужно.

Достаточно придерживаться правил ведения документооборота, используемых в компании. В распоряжении обязательно должна содержаться информация следующего характера:

  1. подписи лиц, ознакомившихся с распоряжением.
  2. полное наименование бумаги;
  3. отметка об ответственных за перемещение лицах;
  4. сведения об основных средствах, передаваемых внутри организации — количество, стоимость и другие характеристики;
  5. отметка об ответственном за исполнение приказа;
  6. наименование подразделений, в котором ранее были и в которое помещаются основные средства;
  7. место и дата издания приказа;
  8. название документа;

Занимается оформлением приказа главный руководитель предприятия.

Без его подписи документ считается недействительным.

Скачать образец приказа о внутреннем перемещении основных средств между материально-ответственными лицами – . Не менее важным документом, который должен оформляться при перемещении ОС внутри компании, является накладная.

При ее заполнении следует придерживаться унифицированной формы бланка — № ОС-2. Документация оформляется в 3-х экземплярах.

Первый предназначен для лица, ответственного за перемещение, второй для стороны, принимающей основные средства, третий — для бухгалтерии компании. В верхней части накладной отображаются сведения о предприятии:

  1. форма ОКУД;
  2. код ОКПО.
  3. наименование организации;
  4. сведения о сдатчике и приемщике ОС;

Далее ставится номер бумаги, дата ее составления.

Следующая часть накладной выглядит в виде таблицы. Она состоит из 7 граф. Наименование каждой графы должно отражать следующий смысл:

  1. наименование ОС;
  2. итоговая стоимость.
  3. стоимость каждого объекта;
  4. порядковый номер основного средства;
  5. дата приобретения имущества;
  6. инвентарный порядковый номер;
  7. количество единиц;

При необходимости после таблицы ставятся отметки о состоянии ОС. Для этого предусмотрены специальные строки — Примечания.

В конце указывается информация о сотруднике, который сдал ОС, и работнике, который их принял. Делается пометка о внесении изменений в книги учета основных средств. Свою подпись также оставляет главбух.

Скачать образец накладной на внутреннее перемещение объектов ОС от одного МОЛ другому – . Перемещение ОС внутри компании — процедура, требующая документального оформления. В данном случае обязательному оформлению подлежат несколько бумаг — приказ и накладная.

Перед их составлением проводится инвентаризация, по итогам которой издается соответствующий акт.

При составлении накладной следует придерживаться унифицированной формы №ОС-2. Остальные документы могут оформляться в свободном виде.

Бюджетный учет в обособленных подразделениях бюджетных учреждений

Порядок ведения бюджетного учета в учреждениях, имеющих в своей структуре обособленные подразделения, действующими нормативными правовыми актами подробно не определен.

Как следствие, целый ряд вопросов, связанных с организацией и ведением бюджетного учета, таким учреждениям необходимо решать самостоятельно.Осветить все эти вопросы в рамках одной статьи не представляется возможным. Поэтому остановимся на наиболее важных из них, таких как: порядок расчетов между головным учреждением и обособленными подразделениями, порядок организации документооборота между ними, особенности ведения кассовых операций и составления бюджетной отчетности. Для того чтобы обособленное подразделение могло осуществлять ведение бюджетного учета, данное полномочие должно быть передано ему головным учреждением.

Практика показывает, что передача части полномочий по ведению бюджетного учета может определяться следующими документами:

  1. учредительные документы учреждения, положение о филиале (представительстве), разработанное головным учреждением, а также приказы (распоряжения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств – при передаче полномочий филиалу (представительству);
  2. приказ об учетной политике учреждения для целей бюджетного учета – при передаче полномочий иным обособленным подразделениям.

Аналогичные положения содержатся в письме Минфина России от 03.06.2004 № 03-05-06/62, разъясняющем порядок выделения на отдельный баланс обособленных подразделений коммерческих организаций. Приказом об учетной политике могут быть определены различные схемы организации бюджетного учета в обособленных подразделениях. При этом головное учреждение самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей баланса подразделения, отражающих его имущественное и финансовое положение на отчетную дату, которые необходимы для нужд управления.

Бюджетный учет расчетов между головным учреждением и его обособленными подразделениями В соответствии с п. 215 Инструкции № 148н для учета расчетов между головным учреждением и его обособленными подразделениями, осуществляющими полномочия по ведению бюджетного учета, применяется счет 030404000 «Внутриведомственные расчеты». Такие расчеты могут учитываться на отдельных счетах аналитического учета: пунктом 9 Инструкции № 148н учреждениям разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.Бюджетный учет нефинансовых активов Приобретение имущества может осуществляться непосредственно головным учреждением, а также обособленными подразделениями (если они наделены такими полномочиями).

Головное учреждение может передавать приобретенное имущество своим обособленным подразделениям, а также перераспределять его между обособленными подразделениями.

При организации бюджетного учета имущества в головном учреждении и в его обособленных подразделениях, прежде всего, следует исходить из того, что в соответствии с положениями гражданского законодательства право оперативного управления на все имущество принадлежит бюджетному учреждению в целом. Поэтому представляется целесообразным организовать в головном учреждении аналитический учет по счету 030404000 «Внутриведомственные расчеты» (в части расчетов с обособленными подразделениями по движению нефинансовых активов) в разрезе обособленных подразделений, наименований и количества нефинансовых активов.

Такой порядок учета позволит должностным лицам головного учреждения своевременно принимать обоснованные управленческие решения. Движение нефинансовых активов как между головным учреждением и его обособленными подразделениями, так и непосредственно между обособленными подразделениями в целях ведения бюджетного учета целесообразно рассматривать в качестве внутреннего перемещения. Иными словами, и поступление и выбытие активов в данном случае может быть отражено в бухгалтерском учете с использованием соответствующей статьи группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ.

Стоимость всех поступающих в учреждение основных средств и нематериальных активов первоначально может отражаться в бюджетном учете головного учреждения. В том случае, если вложения в нефинансовые активы осуществляет обособленное подразделение, данные о них могут передаваться в головное учреждение, в котором будет формироваться первоначальная стоимость основного средства (нематериального актива) и оформляться соответствующий акт:

  1. Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031).
  2. Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);
  3. Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030);

Передача капитальных вложений может быть оформлена Извещением (ф. 0504805). В этом случае в бюджетном учете могут быть сделаны следующие записи: Содержание хозяйственной операции Бухгалтерские записи головное учреждение обособленное подразделение дебет счета кредит счета дебет счета кредит счета Осуществление обособленным подразделением капитальных вложений в основные средства (нематериальные активы) КРБ 0 106 01 310 (КРБ 0 106 02 320) КРБ 0 302 00 730, КРБ 0 208 00 660, КРБ 0 303 00 730 Передача обособленным подразделением капитальных вложений в головное учреждение по Извещению (ф.

0504805) КРБ 0 304 04 310 (КРБ 0 304 04 320) КРБ 0 106 01 310 (КРБ 0 106 02 320) Принятие головным учреждением капитальных вложений от обособленного подразделения на основании Извещения (ф. 0504805) КРБ 0 106 01 310 (КРБ 0 106 02 320) КРБ 0 304 04 310 (КРБ 0 304 04 320) Отражение головным учреждением дополнительных капитальных вложений КРБ 0 106 01 310 (КРБ 0 106 02 320) КРБ 0 302 00 730, КРБ 0 208 00 660, КРБ 0 303 00 730 Формирование в учете головного учреждения первоначальной стоимости основного средства (нематериального актива) КРБ 0 101 00 310 (КРБ 0 102 01 320) КРБ 0 106 01 410 (КРБ 0 106 02 420) Передача головным учреждением основных средств (нематериальных активов), в том числе ранее приобретенных им самостоятельно КРБ 0 304 04 310 (КРБ 0 304 04 320) КРБ 0 101 00 310 (КРБ 0 102 01 320) КРБ 0 101 00 310 (КРБ 0 102 01 320) КРБ 0 304 04 310 (КРБ 0 304 04 320) Передача суммы начисленной амортизации (если передается основное средство или нематериальный актив, бывшие в эксплуатации) КРБ 0 104 00 410 (КРБ 0 104 09 420) КРБ 0 304 04 310 (КРБ 0 304 04 320) КРБ 0 304 04 310 (КРБ 0 304 04 320) КРБ 0 104 00 410 (КРБ 0 104 09 420) Получение головным учреждением от обособленного подразделения основных средств КРБ 0 101 00 310 (КРБ 0 102 01 320) КРБ 0 304 04 310 (КРБ 0 304 04 320) КРБ 0 304 04 310 (КРБ 0 304 04 320) КРБ 0 101 00 310 (КРБ 0 102 01 320) Отражение сумм начисленной амортизации (если передается основное средство или нематериальный актив, бывшие в эксплуатации) КРБ 0 304 04 310 (КРБ 0 304 04 320) КРБ 0 104 00 410 (КРБ 0 104 09 420) КРБ 0 104 00 410 (КРБ 0 104 09 420) КРБ 0 304 04 310 (КРБ 0 304 04 320) Приведенный выше порядок учета основных средств (нематериальных активов) – только один из возможных вариантов организации бюджетного учета таких активов в бюджетном учреждении, имеющем в своей структуре обособленные подразделения. Определяя порядок учета расчетов, связанных с движением материальных запасов, головное учреждение должно, прежде всего, оценить целесообразность отражения в своем учете всех оборотов по данным активам.

Как правило, для принятия управленческих решений достаточно информации о размере и номенклатуре их остатков.

Такая информация может предоставляться головному учреждению в составе внутренней бухгалтерской отчетности. Иными словами, в бюджетном учете головного учреждения могут не отражаться обороты по движению материальных запасов, приобретенных обособленными подразделениями самостоятельно.

Движение материальных запасов может отражаться в бюджетном учете следующими записями: Содержание хозяйственной операции Бухгалтерские записи головное учреждение обособленное подразделение дебет счета кредит счета дебет счета кредит счета Передача головным учреждением обособленному подразделению материальных запасов, приобретенных им самостоятельно КРБ 0 304 04 340 КРБ 0 105 00 340 КРБ 0 105 00 340 КРБ 0 304 04 340 Получение головным учреждением от обособленного подразделения материальных запасов КРБ 0 105 00 340 КРБ 0 304 04 340 КРБ 0 304 04 340 КРБ 0 105 00 340 Движение нефинансовых активов между обособленными подразделениями целесообразно оформлять только через головное учреждение. Передача между головным учреждением и его обособленными подразделениями основных средств (нематериальных активов) может оформляться Накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф.

0306032), а материальных запасов – Требованием-накладной (ф.

0315006). При этом в бюджетном учете могут быть сделаны следующие записи: Содержание хозяйственной операции Бухгалтерские записи головное учреждение обособленное подразделение дебет счета кредит счета дебет счета кредит счета Передача основных средств (нематериальных активов) от обособленного подразделения № 1 в обособленное подразделение № 2 через головное учреждение КРБ 0 101 00 310 (КРБ 0 102 01 320) КРБ 0 304 04 310 (КРБ 0 304 04 320) (аналитика – подразделение № 1) КРБ 0 304 04 310 (КРБ 0 304 04 320) подразделение № 1 КРБ 0 101 00 310 (КРБ 0 102 01 320) КРБ 0 304 04 310 (КРБ 0 304 04 320) (аналитика – подразделение № 2) КРБ 0 101 00 310 (КРБ 0 102 01 320) КРБ 0 101 00 310 (КРБ 0 102 01 320) КРБ 0 304 04 310 (КРБ 0 304 04 320) подразделение № 2 Передача (получение) суммы начисленной амортизации (если передается основное средство или нематериальный актив, бывшие в эксплуатации) КРБ 0 304 04 310 (КРБ 030404320) (аналитика – подразделение № 1) КРБ 0 104 00 410 (КРБ 0 104 09 420) КРБ 0 104 00 410 (КРБ 0 104 09 420) КРБ 0 304 04 310 (КРБ 0 304 04 320) подразделение № 1 КРБ 0 104 00 410 (КРБ 0 104 09 420) КРБ 0 304 04 310 (КРБ 0 304 04 320) (аналитика – подразделение № 2) КРБ 0 304 04 310 (КРБ 0 304 04 320) подразделение № 2 КРБ 0 104 00 410 (КРБ 0 104 09 420) Передача материальных запасов от обособленного подразделения № 1 в обособленное подразделение № 2 через головное учреждение КРБ 0 105 00 340 КРБ 0 304 04 340 (аналитика – подразделение № 1) КРБ 0 304 04 340 в подразделении № 1 КРБ 0 105 00 340 КРБ 0 304 04 340 (аналитика – подразделение № 2) КРБ 0 105 00 340 КРБ 0 105 00 340 КРБ 0 304 04 340 подразделение № 2Учет расчетов по приносящей доход деятельности В соответствии с п. 76 Инструкции № 148н формирование фактической себестоимости (стоимости) любой готовой продукции (работ, услуг) должно осуществляться с использованием счета 010604340

«Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)»

.

На это указывают и иные положения Инструкции № 148н, например, п. 49, 62 Инструкции № 148н; операции № 130, 136 в Приложении № 1 к Инструкции № 148н. Учитывая требование п. 3 ст. 1 Закона о бухгалтерском учетео необходимости формирования полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, представляется возможным сделать следующий вывод: себестоимость (стоимость) по конкретному заказу (виду готовой продукции) необходимо формировать только в одном из обособленных подразделений или в головном учреждении.

Порядок отражения выручки от реализации и формирования финансового результата по приносящей доход деятельности обособленных подразделений бюджетных учреждений также может быть различным:

  1. договор на реализацию готовой продукции (работ, услуг), а также счета на ее реализацию могут оформляться обособленным подразделением, а формирование себестоимости и отгрузка покупателям – осуществляться в головном учреждении;
  2. договор на реализацию готовой продукции (работ, услуг), а также счета на ее реализацию могут оформляться головным учреждением, а формирование себестоимости и отгрузка покупателям – осуществляться в обособленном подразделении (при этом в счете может быть также предусмотрена оплата отгруженной продукции обособленному подразделению);
  3. заключение договора на реализацию готовой продукции (работ, услуг), оформление счетов на реализацию и отгрузка покупателям могут осуществляться обособленным подразделением независимо от места формирования себестоимости готовой продукции (работ, услуг).

Рассмотрим записи, которые могут быть сделаны в бюджетном учете, в том случае, если обособленным подразделением осуществляется изготовление готовой продукции и формируется ее себестоимость: Содержание хозяйственной операции Бухгалтерские записи головное учреждение обособленное подразделение дебет счета кредит счета дебет счета кредит счета Передача головным учреждением затрат, которые должны быть учтены при формировании фактической себестоимости готовой продукции КРБ 2 304 04 000 КРБ 2 106 04 340 КРБ 2 106 04 340 КРБ 2 304 04 000 Формирование фактической себестоимости готовой продукции в обособленном подразделении с учетом затрат, переданных головным учреждением КРБ 2 105 07 340 КРБ 2 106 04 440 Списание готовой продукции при ее отпуске заказчику по фактической себестоимости КДБ 2 401 01 130 КРБ 2 105 07 440 Начисление дохода от реализации продукции КДБ 2 205 03 560 КДБ 2 401 01 130 Поступление на лицевой счет обособленного подразделения по приносящей доход деятельности выручки от реализации готовой продукции КИФ 2 201 01 510 Увеличение по забалансовому счету 17 (код 130 КОСГУ) КДБ 2 205 03 660 В рамках приносящей доход деятельности нередко возникает необходимость в перечислении денежных средств как из обособленного подразделения в головное учреждение, так и наоборот. Такие операции отражаются в бюджетном учете в соответствии с п. 99, 216 Инструкции № 148н в следующем порядке: Содержание хозяйственной операции Бухгалтерские записи головное учреждение обособленное подразделение дебет счета кредит счета дебет счета кредит счета Перечисление денежных средств из обособленного подразделения в головное учреждение КИФ 2 201 01 510 Увеличение по забалансовому счету 17 КИФ 2 304 04 510 КИФ 2 304 04 610 КИФ 2 201 01 610 Уменьшение по забалансовому счету 17 Перечисление денежных средств из головного учреждения в обособленное подразделение КИФ 2 304 04 610 КИФ 2 201 01 610 Уменьшение по забалансовому счету 17 КИФ 2 201 01 510 Увеличение по забалансовому счету 17 КИФ 2 304 04 510Заключение счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты» Согласно п.

234 Инструкции № 148н при заключении счетов текущего финансового года остатки по дебету и кредиту счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты» подлежат списанию на счет 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Однако такой порядок учета не всегда удобен для головного учреждения.

В целях постоянного отражения в учете головного учреждения и его обособленных подразделений полной и достоверной информации о состоянии отдельных расчетов учетной политикой может быть предусмотрен специальный порядок закрытия счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты».

Так, в части расчетов по нефинансовым активам может быть предусмотрено: 1) соответствующий счет аналитического учета счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты» не должен закрываться по окончании финансового года ни в головном учреждении, ни в его обособленных подразделениях; 2) по мере списания нефинансовых активов, стоимость которых отражается в учете головного учреждения и обособленного подразделения по счету 030404000 «Внутриведомственные расчеты», соответствующие суммы могут в установленном порядке учитываться при формировании финансового результата; 3) не закрытые в бюджетном учете головного учреждения и обособленных подразделений остатки по счету 030404000 «Внутриведомственные расчеты» в части внутрихозяйственных расчетов между ними закрываются при формировании сводной отчетности бюджетного учреждения в целом путем взаимного сложения (вычитания) показателей внутренней бухгалтерской отчетности головного учреждения и его обособленных подразделений. Порядок ведения кассовых операций При осуществлении кассовых операций бюджетные учреждения руководствуются следующими документами:

  1. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета Директоров ЦБ РФ 22.09.1993 № 40 (далее – Порядок ведения кассовых операций), с учетом особенностей, установленных п. 105 Инструкции № 148н;
  2. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П, утвержденное Советом директоров ЦБ РФ 19.12.1997, протокол № 47 (далее – Правила денежного обращения).

Ведение кассовой книги Согласно п. 23 Порядка ведения кассовых операций организация ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью, количество листов в ней обязательно заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера этой организации.

Таким образом, кассовая книга у бюджетных учреждений, имеющих в составе обособленные подразделения, должна быть единой и вестись в самом учреждении. В письме ЦБ РФ от 11.12.2008 № 29-1-1-11/7735

«О порядке ведения кассовых операций обособленными структурными подразделениями организации»

указано, что первый экземпляр отчета кассира должен оставаться в обособленном подразделении, а второй экземпляр вместе с прилагаемыми к нему кассовыми и подтверждающими документами передается в организацию. Передача отчета кассира в организацию может осуществляться в электронном виде в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В этом случае передача отчета кассира на бумажном носителе с прилагаемыми кассовыми и подтверждающими документами осуществляется в соответствии с утвержденными в организации правилами документооборота. В организации на итоговые суммы наличных денег, содержащиеся во втором экземпляре отчета кассира обособленного подразделения, оформляются приходный и расходный кассовые ордера и производятся записи в кассовой книге.

Таким образом, ведение кассовой книги в ином порядке, в частности, ведение отдельных разделов единой кассовой книги в обособленных подразделениях, ведение единой кассовой книги с заранее зарезервированным диапазоном номеров кассовых ордеров и т. п. может послужить поводом для разногласий с контролирующими органами. Установление лимита остатка наличных денег в кассе Пунктом 1 Порядка ведения кассовых операций определено, что любые организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Учреждения могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах установленных лимитов. В соответствии с п. 2.5 Правил денежного обращения лимиты остатка кассы получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах Федерального казначейства, устанавливаются учреждениями ЦБ РФ или уполномоченными кредитными организациями органам Федерального казначейства с учетом указанных получателей средств федерального бюджета.

Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представляется органами Федерального казначейства с учетом получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в этих органах. В свою очередь, территориальный орган Федерального казначейства устанавливает лимиты остатка кассы бюджетным учреждениям (их обособленным подразделениям). Для установления лимита остатка наличных денег в кассе представляется расчет по форме № 0408020 (приложение 1 к Правилам денежного обращения).

Как было указано выше, согласно п. 2.5 Правил денежного обращения обособленным подразделениям организации, расположенным вне места ее нахождения, выделенным на отдельный баланс и имеющим расчетные (лицевые) счета, лимит остатка наличных денег устанавливается по месту открытия соответствующих счетов. Для контроля за соблюдением установленного порядка ведения кассовых операций в целом по учреждению копии утвержденных расчетов лимитов должны передаваться обособленными подразделениями в головное учреждение.

По организации, в состав которой входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений.

Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя организации (общая сумма установленного лимита кассы распределяется головным учреждением отдельно для головной организации и для каждого обособленного подразделения). Порядок сдачи выручки обособленными подразделениями, не выделенными на отдельный баланс.

В пределах общего лимита остатка наличных денежных средств в кассе, установленного учреждению, денежные средства могут храниться в его обособленных подразделениях.

При этом должен соблюдаться лимит, установленный для каждого обособленного подразделения.

В сроки, установленные казначейством, и в порядке, определенном руководителем учреждения, выручка должна передаваться в главную кассу учреждения и сдаваться в банк (с оформлением соответствующих документов в казначействе). Такая позиция подтверждается и судебной практикой (постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2007 № А56-5665/2007, ФАС Уральского округа от 26.02.2007 № Ф09-839/07-С1, от 22.11.2004 № Ф09-4951/04АК). Превышение лимита остатка кассы на конец рабочего дня в обособленном подразделении (в учреждении в целом) не обязательно означает, что совершено административное правонарушение.

Сдача наличных денежных средств на следующий день не будет являться нарушением кассовой дисциплины. Пунктом 6 Порядка ведения кассовых операций определено, что организации обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. При этом наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при организации для последующей сдачи в банк.

В то же время сдача сверхлимитной кассовой наличности должна оформляться через казначейство в соответствии с положениями Правил обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 03.09.2008 № 89н. Кроме того, графики работы головного учреждения и его обособленных подразделений могут отличаться и, соответственно, сверхлимитная кассовая наличность не всегда может быть сдана в главную кассу в день превышения лимита.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому учреждению по согласованию с их руководителем. При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи наличных денежных средств (п.

2.4 Правил денежного обращения):

  1. для учреждений, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков – на следующий день;
  2. для учреждений, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, – один раз в несколько дней.
  3. для учреждений, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков, – ежедневно в день поступления наличных денег в кассы учреждений;

Следовательно, порядок сдачи наличных денежных средств согласовывается с обслуживающим банком (казначейством), а накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов фактически начинается с момента истечения сроков сдачи сверхлимитной наличности, которые также согласовываются с банком (казначейством). Такая позиция подтверждается судебной практикой (постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.06.2007 № А44-454/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.04.2007 № Ф04-2056/2007(33221-А27-19)). Организация документооборота Своевременный обмен информацией между головным учреждением и обособленными подразделениями имеет важное значение как для принятия управленческих решений, так и для формирования полной и достоверной отчетности.

Поэтому в учреждениях, имеющих в своем составе обособленные подразделения, особое внимание должно быть уделено организации документооборота.

В том случае, если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс, в головное учреждение в соответствии с утвержденными в учетной политике сроками передаются все оформляемые вне его расположения первичные учетные документы.

По получении этих документов бухгалтерская служба учреждения осуществляет отражение результатов совершенных такими обособленными подразделениями финансово-хозяйственных операций в бюджетном учете головного учреждения. При этом передачу документов желательно оформлять реестрами, содержащими расписки ответственных должностных лиц головного учреждения и обособленного подразделения о приеме-сдаче документов.

Передача данных о движении имущества, денежных средств, затрат, обязательств и финансовых результатов от головного учреждения в обособленные подразделения (ведущие бюджетный учет) и наоборот может осуществляться по Извещению (ф. 0504805) или по разработанной учреждением форме авизо.

В учетной политике необходимо предусмотреть сроки представления таких документов. Кроме того, при необходимости, вышеуказанные формы могут быть дополнены (разработаны) таким образом, чтобы на их основании можно было одновременно передавать и данные налогового учета.Бюджетная отчетность В настоящее время действует Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н (далее – Инструкция № 128н). Данная Инструкция предусматривает специальный порядок формирования отдельных форм отчетности учреждениями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, осуществляющие полномочия по ведению бюджетного учета.

К таким формам, в частности, относятся:

  1. Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
  2. Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
  3. Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137);
  4. Сведения об обособленных структурных подразделениях учреждения (ф. 0503161).

Поскольку консолидированная бюджетная отчетность учреждения формируется на основании показателей, сформированных как в головном учреждении, так и во всех обособленных подразделениях, формы внутренней бюджетной отчетности должны быть идентичны формам консолидированной бюджетной отчетности учреждения, представляемой им соответствующему распорядителю бюджетных средств. В целях формирования консолидированной бюджетной отчетности учреждения показатели внутренней бюджетной отчетности суммируются. При этом числящиеся в бюджетном учете головного учреждения остатки по счету 030404000 «Внутриведомственные расчеты» должны полностью покрываться суммарными соответствующими остатками по данному счету обособленных подразделений.

В то же время для принятия должностными лицами учреждения своевременных и обоснованных управленческих решений, безусловно, недостаточно информации, содержащейся в формах, утвержденных Инструкцией № 128н. Конкретный перечень необходимых сведений и форм отчетности учреждению следует утвердить в составе учетной политики. Приведем перечень сведений, которые могут представляться обособленным подразделением:

  1. сведения об остатках материальных запасов (иных нефинансовых активов) в обособленном подразделении;
  2. сведения об остаточной стоимости основных средств, закрепленных за обособленным подразделением, стоимости остатков произведенных им капитальных вложений;
  3. копии соответствующих отчетов по налогам (сборам, взносам) (если такие отчеты формировались обособленным подразделением);
  4. оборотно-сальдовые ведомости.
  5. сведения, необходимые бюджетному учреждению для распределения авансовых платежей и налога на прибыль в бюджет субъекта РФ;
  6. сведения, необходимые головному учреждению для осуществления собственных расчетов по налогам;
  7. сведения о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности обособленного подразделения;

1 Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Источник: Журнал :

  1. , эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+