Оглавление:
44‑ФЗ простым языком. Часть 1
Кто участвует в закупках по 44-ФЗ? Заказчик Государственные и муниципальные бюджетные учреждения Поставщик Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятые), которое:
- также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.
- не принадлежит к оффшорным компаниям,
- не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.
ЭТП
- РТС-Тендер
- Национальная электронная площадка (раньше — ММВБ)
- ЕЭТП
- Сбербанк-АСТ
- Российский аукционный дом
- ТЭК-Торг
- АГЗРТ
- ЭТП ГПБ
Федеральные органы власти
- «Росатом»
- «Роскосмос»
- ФАС — контролирует и наказывает
- Рособоронзаказ — регулирует оборонные заказы и объекты гостайны
- Министерство финансов — регулирует и принимает нормативные акты (до тех пор пока не принят новый нормативный акт, действуют документы, утвержденные предыдущим регулятором —Минэкономразвития)
Найти закупки Что регулирует 44-ФЗ?
- Заключение контрактов и их исполнение.
- Отбор поставщиков.
- Планирование, мониторинг и аудит закупок.
- Контроль закупок.
Что не регулирует 44-ФЗ?
- Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
- Плату за участие в закупках.
- Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
- Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
- Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
- Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
- Закупки услуг у международных финансовых организаций.
Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?
- Правительство Российской Федерации;
- Президент Российской Федерации;
- Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
- Федеральные органы исполнительной власти;
- «Росатом»;
- «Роскосмос»;
44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации Принципы контрактной системы Важные определения Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты, Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.
Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.
Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик.
НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ. Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.
Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.
Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке. Единая Информационная Система (ЕИС) Сейчас содержит
- Единый каталог товаров, работ и услуг.
- Отчетность по исполненным контрактам,
- Реестр недобросовестных поставщиков.
- Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).
- Информацию о закупках, возможность их поиска,
- Правила нормирования,
- Информацию о рыночных ценах на товары,
- Единая регистрация и реестр участников закупок.
- Шаблоны контрактов,
- Планы закупок, планы-графики,
- Независимый регистратор: система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.
Появится в 2020 году
- Электронное актирование и приемка.
- Подача жалоб.
Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.
Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д.
на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.
Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ нужно пройти регистрацию в ЕИС. Организация ЭДО Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС.
Все документы подписывают электронной подписью:
- Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.
- Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
Национальный режим Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС.
Подробнее о нём мы писали. Способы проведения закупок В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги.
По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.
Планирование Основной документ заказчика план-график.
Нельзя провести закупку, не включенную в план-график. Документ формируется на 3 года.
- Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
- Применение критериев оценки закупки и др.
- Способ закупки,
- Месяц и год объявления закупки,
- Информация о банковском сопровождении контракта,
- НМЦ каждого контракта,
- Название, номер, требования к товарам и участникам,
- Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать любую закупку необоснованной.
Все нормативы есть в ЕИС. Начальная цена контракта Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты.
Подробнее об этих мерах мы писали здесь. Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 44-ФЗ простым языком.
Часть 2. 44-ФЗ простым языком.
Часть 3. 44-ФЗ простым языком.
Часть 4. 44-ФЗ простым языком. Часть 5. 44-ФЗ простым языком.
Часть 6. 44-ФЗ простым языком. Часть 7. 44-ФЗ простым языком.
Часть 8. 44-ФЗ простым языком. Часть 9. 44-ФЗ простым языком.
Часть 10. 44-ФЗ простым языком.
Часть 11. 44-ФЗ простым языком.
Часть 12. 44-ФЗ простым языком.
Часть 13. Ответим на вопросы Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Задать вопрос эксперту
Что собой представляет исполнение контракта по 44-ФЗ, и из каких стадий оно состоит?
Под исполнением государственного контракта понимается выполнение обеими его сторонами взятых на себя обязательств.
К обязанностям исполнителя относится поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, согласно условиям госконтракта, а заказчика – своевременная их приемка, а также оплата в полном объеме. В ходе исполнения госконтракта сторонам следует руководствоваться нормами самого контракта, 44-ФЗ, Гражданского кодекса и иных нормативно-правовых актов. Условия исполнения госконтракта по 44-ФЗ согласовываются заказчиком и поставщиком на этапе его подписания.
Они в обязательном порядке отражаются в тексте договора. К по контракту относят следующие:
- Период исполнения обязательств.
- Сроки действия госконтракта.
- Порядок оплаты.
- Цена.
- Прочие условия по 44-ФЗ.
- Предмет контракта: наименование товаров и количество.
Существенные условия исполнения обязательств, которые прописаны в госконтракте, по общим правилам не подлежат изменениям.
В ст. 95 44-ФЗ прописан ограниченный перечень ситуаций, при которых вносить изменения допустимо. В частности, существенные условия допускается изменить, если изменились правила (например, был сокращен лимит), контракт заключен более, чем на полгода и исполнить его без изменений недопустимо (например, возникли форс-мажорные обстоятельства); возможность правок предусмотрены госконтрактом.
- при изменении перечня услуг для пациентов, которые проходят лечение за рубежом.
- при уменьшении размера бюджетного финансирования;
- при ее изменении в пределах 10%, если объем поставки товаров, работ и услуг одновременно сокращается на аналогичную величину;
- при изменении регулируемых тарифов;
- при ее снижении и одновременном сохранении объема поставок, работ и услуг;
- если исполнить контракт по данной цене невозможно, так как она превышает лимит, установленный государственными инстанциями;
Все поправки в договор должны быть предварительно согласованы с поставщиком и прописаны в , подписываемом сторонами. В процессе выполнения своих обязательств исполнитель обязан своевременно предоставлять информацию об оказанных услугах и выполненных работах, а также обо всех возникающих в процессе трудностях.
- Их приемка, которая сопровождается внутренней экспертизой, проводимой заказчиком, а также внешней , проводимой специализированной компанией (при необходимости).
- Размещение отчета в по результатам исполнения госконтракта и включение его в реестр.
- Оплата товаров и услуг.
- Поставка товаров, работ и услуг.
Сам государственный контракт может предусматривать несколько этапов.
Но даже при их отсутствии в случае долгосрочного характера работ заказчик имеет обязанность производить приемку и оплату поэтапно. На это указал Минфин в рекомендательном письме от 2018 года №24-03-07/14504. В случае пренебрежения данным правилом на заказчика будет наложен штраф в размере 50 тыс.
р. Важным этапом исполнения является приемка результатов работ заказчиком. Она устанавливается условиями госконтракта. В обязанности заказчика перед приемкой входит проведение экспертной оценки выполненных работ, поставленных товаров или оказанных услуг.
При поставке технически сложной продукции заказчик привлекает к экспертизе сторонние специализированные организации, в остальных случаях он вправе проводить экспертную оценку собственными силами. По результатам приемки товаров, работ и услуг в обязательном порядке составляется итоговый документ.
Это может быть передаточный акт или товарная накладная (в отношении поставленных товаров). В случае если поставленные товары или оказанные услуги не соответствуют потребностям заказчика, то нужно указать мотивированный отказ от приемки с указанием сроков для подрядчика для устранения недостатков. В 2017 году были внесены изменения в 44-ФЗ, которые регламентируют сроки оплаты госконтракта.
После того как 83-ФЗ вступил в силу, заказчикам отводится на перечисление денег максимально 30 дней после подписания приемочных документов.
Но если закупка была проведена у компании, которая относится к субъектам и , то на перечисление денег у заказчика будет гораздо меньше времени – 15 дней.
Пени начисляются как для исполнителей, которые несвоевременно сдали работы, так и для заказчиков, которые их несвоевременно оплатили. За нарушение условий исполнения контракта, которое не связано со сроками, начисляются . Согласно Постановлению Правительства №1093 от 2013 года, заказчик обязан подготовить отчет об исполнении контракта, подписать его с помощью и разместить в ЕИС.
В отчетность включаются сведения:
- Об исполнении госконтракта. Под ним понимается успешное исполнение обязательств по контракту поставщиком, поставка товаров и услуг в определенные сроки и перечисление заказчиком оплаты.
- О ненадлежащем исполнении контракта. Сюда включаются данные о нарушениях, допущенных при его исполнении, а также размер штрафных санкций, которые были наложены на него заказчиком.
- Об изменении или контракта.
Помимо отчета, к документам прилагаются результаты внешней экспертизы, если такая осуществлялась заказчиком, и документы о приемке. Отчет подлежит размещению в ЕИС в течение 7 дней после оплаты или расторжения госконтракта.
Также после исполнения контракта информация об этом включается в специальный реестр исполнения контрактов по 44-ФЗ.
Это необходимо сделать в течение 3 дней.
В реестре должна отображаться следующая информация:
- Сроки гарантийных обязательств.
- Наименование компании-заказчика.
- Способ выбора поставщика.
- Цена госконтракта.
- Реквизиты .
- Информация о согласовании с контрольным органом подписания контракта с .
- Документация о приемке.
- Дата подписания госконтракта и его номер.
- Данные о договорах, которые были подписаны с из числа СМП и социально ориентированных НКО.
- Данные об изменении условий госконтракта.
- госзакупки.
- Дата окончания процедуры отбора.
- Информация о расторжении контракта.
- Копия подписанного договора.
- Источник финансирования закупки.
- Сведения о поставщике.
- закупки.
- Величина перечисленного аванса, если такой был предусмотрен.
- Данные об исполнении контракта с учетом всех нарушений и штрафов.
Под сроками исполнения госконтракта по 44-ФЗ понимается временной период, в течение которого и поставщик, и госзаказчик исполнили свои обязательства по госконтракту. Указанный период не всегда соответствует срокам действия договора и прописывается до конкретной даты. Сроки исполнения могут отсчитываться как с даты подписания госконтракта, так и с даты перечисления аванса госзаказчиком в сторону подрядчика (если такой предусмотрен договором).
В сроки исполнения входят и сроки на поставку товара или результатов оказания услуги. Они могут быть указаны как в виде фиксированной даты, так в виде графика поставки. Контракт считается исполненным после того, как стороны исполнили все обязательства по нему друг перед другом.
Финальной стадией исполнения контракта является его оплата заказчиком.
Кроме сроков исполнения, в госконтракте могут быть указаны сроки действия.
Это дата не является обязательной, но может быть прописана по усмотрению заказчика. В данный временной период, помимо прочего, включается гарантийный период.
Но даже после истечения сроков действия обязательства сторон сохраняются.
Обеспечение исполнения в рамках госконтракта – это определенная денежная сумма или банковская гарантия, которая предоставляется победителем торгов при заключении контракта в целях покрытия потенциального ущерба заказчика при или ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств. Вопросы внесения обеспечения госконтракта регулируются положениями ст. 96 44-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ, заказчик в по закупке или документации о ней должен установить требование о внесении победителем обеспечения перед подписанием контракта.
Исключениями являются закупки, которые перечислены в ч. 2 ст. 96 44-ФЗ. Запрос котировок, предложений и закупка у единственного поставщика могут осуществляться как с внесением обеспечения, так и без такового. Решение данного вопроса остается на усмотрение заказчика.
Также заказчик имеет право не устанавливать обеспечение по контрактам, если в закупочной процедуре принимали участие только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные НКО.
Если закупка предусматривает внесение , то контракт с победителем подписывается только после того, как он внес установленную сумму и подтвердил этот факт документально. В случае когда в установленные сроки победитель закупки не предоставил заказчику финансовые гарантии, то он считается уклонившимся от контракта.
В данной ситуации сведения об участнике в обязательном порядке передаются в . Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, исполнение контракта обеспечивается как денежными средствами, которые вносятся на указанный заказчиком счет, так и банковской. Гарантия может быть выдана ограниченным перечнем банковских учреждений, соответствующих требованиям ст.
45 44-ФЗ. Заказчик не вправе указывать поставщику на предпочтительный способ обеспечения.
Участник закупки вправе сам определить его по своему усмотрению.
Если участник закупки решил внести обеспечение в виде денежных средств, то ему следует перевести всю сумму по извещению на указанный заказчиком счет.
Никакие счета заказчиком не выставляются: перевести деньги надо до финальной даты подписания контракта.
В качестве подтверждения факта внесения средств будет выступать платежное поручение с отметкой банка о его исполнении. В случае если поставщик выбрал , то подтверждающим документом станет ее оригинал.
Сроки действия гарантии должны превышать сроки контракта не менее, чем на месяц. Уже в ходе работы над госконтрактом поставщик вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта по ч. 7 ст. 96 44-ФЗ. При этом новое обеспечение может быть предоставлено в уменьшенном размере на уже исполненные обязательства.
При этом способ обеспечения госконтракта может быть изменен по ч. 7 ст. 96 44-ФЗ. Например, если участник закупки в установленные сроки не успел подготовить гарантию, то он может первоначально внести на счет денежные средства, а затем поменять их на гарантию. При этом применение комбинированного обеспечения госконтракта недопустимо.
Так, нельзя внести часть суммы деньгами, а вторую – в виде гарантии либо предоставить несколько гарантий, которые частично покрывают обязательства.
Размеры обеспечения по госконтракту могут составлять от 5 до 30% от НМЦК, которая была установлена в извещении. В случае если контракт заключается на сумму более 50 млн р., то заказчиком устанавливается требование об обеспечении исполнения контракта в размере 10-30% от . При превышении авансом величины 30% от НМЦК его размер приравнивается к авансу.
Когда предложенная участником закупки цена была уменьшена на 25% и более, участнику закупки нужно внести обеспечение в 1,5 раза больше, чем оно было прописано в извещении о проведении закупки, либо предоставить документальное подтверждение добросовестности поставщика. Эти меры принимаются в целях недопущения в контрактной системе.
Если обеспечение было внесено в денежной форме, то заказчик должен его вернуть.
С учетом требований, которые указаны в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ, в госконтракт включаются условия о сроках возврата обеспечения в обязательном порядке.
Обычно обеспечение возвращается поставщику после того, как он подаст на имя заказчика требование о его возврате с указанием реквизитов для перевода.
В том случае, если по каким-либо причинам сроки для подписания контракта истекли, а он так и не был завизирован заказчиком, внесенная участником обеспечительная мера должна быть возвращена победителю в течение 5 рабочих дней.
При неисполнении обязательств по контракту поставщиком заказчик может инициировать его расторжение, и в данной ситуации обеспечение не подлежит возврату.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии .
Это бесплатно. Опыт в сфере госзакупокПодпишитесь на нас в
Автор: ZakonGuru Поделиться 0 0
Какие документы нужно разместить в ЕИС
Автор: Задорожнева Александра 28 января 2020 Госзаказчики обязаны публиковать в Единой информационной системе информацию по закупкам.
Но есть исключения. Разберемся, что нужно, а что не нужно размещать в ЕИС. Размещение информации в ЕИС стало обязательным с 01.01.2016, когда в эксплуатацию была введена — открытый ресурс, в котором содержатся сведения о проводимой закупочной деятельности.
Она создавалась для соблюдения информационной обеспеченности контрактной системы и открытости данных о проводимых процедурах. Регулирует функционирование ЕИС . Разберемся, какие документы и сведения заказчик должен разместить в ЕИС, например, обязательно ли размещение контракта в ЕИС после подписания.
Организации-заказчики публикуют следующие информационные блоки:
- Процедуры определения поставщика. В рамках этого блока организация публикует извещение о проведении закупочных процедур с подготовленной документацией и предлагающимися разъяснениями. По факту завершения торгов подготавливает и размещает итоговые протоколы своей работы.
- Плановая деятельность — планы закупок и планы-графики. Размещение плана закупки в ЕИС осуществляется заказчиком ежегодно в течение 10 рабочих дней после составления учреждения (аналогично с планом-графиком). Для размещения в ЕИС плана закупки заказчик должен подготовить и опубликовать не только сам документ планирования, но и грамотное к нему (). содержат информацию о том, как
- По итогам финансового года публикуется
- При необходимости в Единую информационную систему вносятся сведения об
- В качестве сведений об исполнении контракта учреждение размещает контракт после его подписания, (), а также, при наличии, решение об одностороннем отказе () и данные об изменении или расторжении контрактных отношений ().
В рамках в системе обязательно размещаются в срок, не превышающий 15 дней с момента его согласования (), и документы планирования — ПЗ (). В соответствии с , при определении исполнителя публикуются извещение, закупочная документация с разъяснениями, проект контракта и итоговые протоколы.
Не все данные о закупках подлежат размещению в Единой информационной системе.
В первую очередь, не размещается информация о тех процедурах, которые содержат государственную тайну, причем это касается заказов как по , так и .
Также информационные сведения могут не публиковать те организации-заказчики, которые ведут свою экономическую деятельность за пределами РФ. В соответствии с , не размещаются данные о тех заказах, по которым приняты решения Правительства (даже если они не составляют сведения о гостайне).
Организации-заказчики по имеют право не публиковать данные о заказах, цена на которые находится в пределах 100 000 рублей. Если совокупная выручка предприятия за отчетный финансовый год составила более 5 млрд руб., то в системе может не размещаться информация о процедурах по приобретению товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 500 000 рублей.
Последние новости по теме статьи
- Декабрь 27, 2020 Служебное расследование по недостаче пример
- Декабрь 28, 2020 Как по декларации зарегистрировать садовый дом
- Декабрь 27, 2020 Нужно ли сдавать экзамны на право после 10 лет
- Декабрь 27, 2020 Если снится что украли мебель
- Декабрь 27, 2020 Бизнес идеи в крыму незанятые ниши
- Декабрь 28, 2020 Не соответствие юридического и фактического адресов