Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Арбитраж - Система и состав арбитражных судов

Система и состав арбитражных судов

Система арбитражных судов в российской федерации


В соответствии со ст. 3 ФКЗ об арбитражных судах систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют четыре звена:

  1. 4) специализированные арбитражные суды.
  2. 3) арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ);
  3. 2) арбитражные апелляционные суды;
  4. 1) арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

Прежде чем охарактеризовать инстанции в системе арбитражных судов, необходимо обратить внимание на специфику прохождения дела по ним.

Система судов общей юрисдикции предполагает, что судебное дело рассматривается по первой инстанции, потом его движение возможно по инициативе лиц, участвующих в деле, в порядке либо кассационного, либо апелляционного производства. При этом если первая инстанция — суд низового звена (мировой или районный суд), то дело «замыкается» территориально в границах одного субъекта РФ (за редким исключением в сложносоставных субъектах Федерации). Система арбитражных судов выстроена по другим принципам.

Во-первых, первое звено — уровень субъекта РФ. Арбитражные суды не создаются на уровне района (города). Во-вторых, практически только в системе арбитражных судов до конца проведен принцип несовпадения границ судебного округа и административно-территориального образования.

Федеральные арбитражные суды округов своей юрисдикцией объединяют несколько субъектов РФ, такое же положение вещей с апелляционными судами.

В-третьих, между инстанциями проводится четкое функциональное разделение.

В системе судов общей юрисдикции, например, областной (краевой) суд может выступать в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанции. В системе арбитражных судов такого совмещения нет.

Первоначально судебное дело рассматривается в арбитражном суде субъекта РФ. Это суд первой инстанции. В случае несогласия с вынесенным решением возможна подача апелляционной жалобы, которая будет рассматриваться арбитражным апелляционным судом. В последующем по инициативе лиц, участвующих в деле, при подаче кассационной жалобы дело рассматривается в федеральном арбитражном суде округа.

Это — суд кассационной инстанции. Высшее звено — Верховный Суд РФ, который вправе рассматривать данное дело в порядке надзора.

В первой инстанции рассматривается спор о праве, и суд его разрешает по существу.

В апелляционной инстанции проверяется законность и обоснованность судебного акта, не вступившего в законную силу, т.е. спорное правоотношение сторон пересматривается заново.

Как указано в ст. 268 АПК РФ, при рассмотрении дела в апелляционной инстанции арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам повторно рассматривает дело. Объект кассационного обжалования — это вступившее в законную силу решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции.

В процессе рассмотрения судебное дело проходит путь по ряду субъектов. Например, Архангельский областной арбитражный суд рассмотрел дело в качестве суда первой инстанции. Апелляционный арбитражный суд находится в Вологде. Кассационная инстанция — в Санкт-Петербурге. Такой порядок минимизирует влияние региональных властей на принятие того или иного решения.
Такой порядок минимизирует влияние региональных властей на принятие того или иного решения.

Следует отметить, что подобный опыт признается положительным и применимым по отношению к судам общей юрисдикции. Так, заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.М.

Жуйков отмечает:

«Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений в арбитражном процессе в значительно большей степени, чем в гражданском процессе, соответствует принципу правовой определенности, выработанному Европейским судом по правам человека»

. В соответствии со ст. 34 ФКЗ об арбитражных судах в субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Причем на территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов. В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Основная функция арбитражного суда субъекта РФ — рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов. Президиум арбитражного суда субъекта РФ действует в составе председателя этого суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей.

Последние утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ.

Президиум арбитражного суда субъекта РФ:

  1. • рассматривает другие вопросы организации работы суда;
  2. • рассматривает вопросы судебной практики.
  3. • утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;

Президиум арбитражного суда субъекта РФ созывается председателем этого суда по мере необходимости.

Кворум — простое большинство членов президиума. Судебные коллегии возглавляют председатели — заместители председателя суда. Судебные коллегии арбитражного суда субъекта РФ рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику.

От судебных коллегий следует отличать судебные составы, специализирующиеся на рассмотрении отдельной категории дел.

Так, в Арбитражном суде г. Москвы в рамках коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, выделены судебные составы, рассматривающие споры:

  1. • связанные с земельным законодательством;
  2. • связанные с ценными бумагами;
  3. • связанные с арендой;
  4. • с участием банков.
  5. • связанные с участием иностранных лиц;
  6. • связанные с приватизацией и о праве собственности;
  7. • связанные с возмещением внедоговорного вреда, международными перевозками;

Судебные составы формируются председателем арбитражного суда субъекта РФ из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий — из числа судей этого суда. В составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.» Далее после слов «отдаленных местностях» добавляем «, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами субъектов РФ в отдельных местностях.

В ФКЗ об арбитражных судах обозначено, что они созданы

«в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях»

. Предложение о возможности рассмотрения арбитражных дел вне места постоянного пребывания суда было высказано в юридической литературе еще задолго до законодательной новеллы. Следует учитывать, что некоторые субъекты РФ по размерам своей территории сопоставимы с размером всего европейского континента.

Присутствия создаются с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами субъектов РФ в отдельных местностях. Это не самостоятельный суд (второй арбитражный суд субъекта РФ), присутствие образуется в составе арбитражного суда субъекта РФ и является его обособленным подразделением, осуществляет его полномочия.

Это не филиал и не представительство арбитражного суда. Как было указано выше, в системе арбитражных судов создаются арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды округа. В их организации много общего.

И тот и другой действуют в составе президиума и двух коллегий: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Федеральным законом могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел. Однако в составе арбитражного апелляционного суда по решению Федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места его постоянного пребывания.

Состав президиума у обеих инстанций также одинаков: председатель суда, его заместители, председатели судебных составов и судьи.

Последние утверждаются Федеральным законом по представлению председателя соответствующего суда. Полномочия президиумов судебных инстанций идентичны.

Это утверждение по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, рассмотрение других вопросов организации работы суда и вопросов судебной практики. Президиумы обоих судов созываются председателем соответствующего суда по мере необходимости. Кворум — наличие большинства членов президиума.

Постановления президиума того и другого суда принимаются открытым голосованием большин-ством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем суда. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования. Организация деятельности судебных коллегий апелляционной и кассационной инстанций также совпадает, четкие различия присутствуют только в объеме компетенции.

Образуются судебные составы, возглавляемые председателем, утверждаемым президиумом данного суда сроком на три года (ст. 31 и 33.8 ФКЗ об арбитражных судах). Статьи 26 и 33.3 указанного Закона закрепляют полномочия арбитражного суда округа и арбитражного апелляционного суда, общими из которых будут следующие:

  1. • анализируют судебную статистику.
  2. • обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом ими деле;
  3. • изучают и обобщают судебную практику;
  4. • подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  5. • пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты;

В то же время арбитражный апелляционный суд проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело.

Арбитражный суд округа проверяет в кассационной инстанции законность вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами. Повторность рассмотрения дела в апелляционной инстанции обусловливает возможность представления дополнительных доказательств, что невозможно в кассационной.

Кроме того, арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Кроме того, арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

В юридической литературе неоднократно подчеркивалась уникальность кассационной инстанции в системе арбитражных судов, ее схожесть в предмете пересмотра с надзорной. Одни авторы тем самым обосновывают необходимость ликвидации федеральных арбитражных судов округов, считая, что они только «удлиняют» процесс. Другие предлагают перенести опыт на систему судов общей юрисдикции.

Статьи 32 и 33.9 ФКЗ об арбитражных судах закрепляют компетенцию председателя федерального арбитражного суда округа и председателя апелляционного арбитражного суда соответственно. Применительно к своей инстанции этот объем полномочий практически тождествен.

Председатели:

  1. б) распределяют обязанности между своими заместителями;
  2. ж) осуществляют другие полномочия, установленные ФКЗ об арбитражных судах.
  3. в) формируют судебные составы;
  4. г) созывают президиум, председательствуют на его заседаниях, а также выносят на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные законом к ведению президиума;
  5. е) представляют суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами;
  6. а) организуют деятельность суда;
  7. д) осуществляют общее руководство аппаратом суда, назначают на должность и освобождают от должности работников аппарата суда;

Председатель федерального арбитражного суда округа и председатель апелляционного арбитражного суда издают приказы и распоряжения.

  1. Жуйков В.М.

    Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию. М., 2006.

  2. См.: Кожемяко А.С.

    Кассационное производство в арбитражном суде: теория и практика. М., 2004.

  3. См.: Маранц Ю.В.

    Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (постатейный).

    М., 2005.

Система арбитражных судов

В структуру арбитражных судов входят суды четырех уровней. Полномочия суда каждого уровня зависят от задач, стоящих перед судом и выполняемых им функций. Замечание 1 В статье 118 Конституции РФ установлено — осуществляется судом.

является федеральной, арбитражные суды входят в единую судебную систему России.

Процедура формирования, перечень полномочий и организация арбитражного суда регулируется:

  1. законом «О судебной системе»,
  2. законом «Об Арбитражных судах в Российской Федерации»,
  3. и иными нормативными актами.
  4. Конституцией,

Порядок судопроизводства в таких судах установлен в Арбитражном процессуальном кодексе.Итак, в систему арбитражных судов входят суды четырех уровней.

Рассмотрим их особенности.До 2014 года в нашей стране существовал высший Арбитражный Суд. Он был главным органом при разрешении споров в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности. 02 апреля 2014 года он был упразднен. Вопросы, входившие в его компетенцию и подведомственность были переданы под юрисдикцию Верховного Суда РФ (ВС РФ).

Вопросы, входившие в его компетенцию и подведомственность были переданы под юрисдикцию Верховного Суда РФ (ВС РФ). В связи с этим устанавливался переходный период длительностью шесть месяцев.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Полномочия ВС РФ:

  1. рассматривать в надзорном порядке решения Арбитражных судов РФ пересмотр эти решений их по вновь открывшимся обстоятельствам обращения в Конституционной суд с целью проведения проверки соответствия закона конституции,
  2. изучение и обобщение практики,
  3. и другие полномочия.
  4. дача разъяснений по проблемам судебной практики,

В компетенцию данного суда входит проверка законности вступивших в силу судебных решений арбитражных судов субъектов и арбитражных апелляционных судов.

В России существуют следующие федеральные арбитражные суды (ФАС):

  1. ФАС по Волго-Вятскому округу (г.Нижний Новгород)
  2. ФАС по Уральскому округу (г. Екатеринбург)
  3. ФАС по Центральному округу (г. Калуга).
  4. ФАС по Московскому округу (г. Москва)
  5. ФАС по Западно-Сибирскому округу (г. Тюмень)
  6. ФАС по Поволжскому округу (г. Казань)
  7. ФАС по Северо-Кавказскому округу (г. Краснодар)
  8. ФАС по Дальневосточному округу (г. Хабаровск)
  9. ФАС по Северо-Западному округу (г. С-Петербург)
  10. ФАС по Восточно-Сибирскому округу (г. Иркутск)

Занимаются проверкой законности и обоснованности решений, вынесенных арбитражными судами по первой инстанции. В Российской Федерации существует двадцать апелляционных судов, в каждом округе располагаются две инстанции по апелляции. Суды данного уровня полномочны проверять как законность, так и обоснованность вынесенного решения.

Другими словами, к их полномочиям относится право рассмотреть дело вновь по существу или же вернуть на новое рассмотрение в нижестоящий суд. В каждом субъекте арбитражный суд республики, края, области, города федерального значения, автономного округа или автономной области.Арбитражный суд субъекта рассматривает дело по первой инстанции, пересматривает ранее рассмотренные им дела по вновь открывшимся обстоятельствам.Специализированный суд, который действует с июля 2013 года, реализуя Постановление ВАС РФ от 02 июля 2013 № 51. Данный суд располагает правомочиями по рассмотрению споров по с интеллектуальным правам.

Выступает здесь как суд первой и кассационной инстанции.

Например, к деятельности данного суда относятся дела о патентных правах, о правах на ноу-хау и др.

Система, состав и структура арбитражных судов в России

Арбитражные суды в РФ составляют единую систему федеральных судов, определяемую ФКЗ «О судебной системе РФ».

Согласно этому Закону в РФ действует Высший Арбитражный Суд РФ, 10 федеральных арбитражных судов округов (суды кассационной инстанции), 20 арбитражных апелляционных судов, арбитражные суды субъектов РФ. 1) Высший Арбитражный Суд РФ является судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он выступает в качестве вышестоящей судебной инстанции по отношению к федеральным арбитражным судам округов (арбитражных кассационных судов), арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектом РФ.

2) Федеральный арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ.

  1. 4) Арбитражный суд субъекта РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
  2. 3) Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Под устройством любого арбитражного суда понимается его внутренняя структура. Так, ВАС РФ действует в составе:

  1. · судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  2. · Пленума ВАС РФ;
  3. · Президиума ВАС РФ;
  4. · судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе ВАС РФ по решению Пленума ВАС РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, разработки предложений по совершенствованию законодательства, выполнению иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения. Аппарат арбитражного суда организует прием лиц, участвующих в деле, принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов и арбитражных штрафов, подлежащих внесению на депозитный счет суда; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях.

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов РФ и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Министерством юстиции РФ, органами судейского сообщества регулируются Регламентом арбитражных судов РФ.

Современная система арбитражных судов в Российской Федерации

Круглов, В. В. / В. В. Круглов. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы IV Междунар.

науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 44-49. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11669/ (дата обращения: 09.11.2020).

 This article focuses on the key issues of the organization and functioning of the modern system of arbitration courts in the Russian Federation. The author highlights the peculiarities of the modern system of arbitration courts, stop on the key issues of its functioning, characterized by the structure of courts of arbitration, and examines the transformation in the modern system of arbitration courts. Key words: justice, court of arbitration, judicial system, economic disputes, business turnover, «e-justice», summary proceedings Судебно-правовая реформа, которая осуществляется в России, решила довольно много назревших вопросов функционирования судебной системы.

Хотя с начала осуществления судебно-правовой реформы сделано немало, но для завершения этого процесса нужно приложить много усилий. Идеология судебной реформы должна быть, прежде всего, увязанной с общим контекстом общественного реформирования, а введение новаторских подходов должно учитывать методологическое единство, системность, историческую и научную обоснованность изменений, организационную и структурную упорядоченность органов правосудия вместо ситуативной отмены или замены ее отдельных элементов.

Социальные и экономические преобразования, которые происходили в процессе развития российского государства, углубление экономических реформ, требовали дальнейшего совершенствования системы судоустройства, в частности, системы арбитражных судов. Чтобы более глубоко понять место и роль арбитражного суда как правового института, который призван решать хозяйственные споры, необходимо исследовать исторические формы его существования, роль и место в системе государственных (судебных) органов и этапы его реформирования. Необходимость научного осмысления процесса становления и деятельности арбитражных судов обусловлена, с одной стороны, практическими проблемами трансформации судебной ветви власти в целом и функционированием системы арбитражных судов РФ, в частности, а с другой — теоретическими проблемами, связанными с методологическим обеспечением дальнейшего проведения судебно-правовой реформы.

Цель статьи заключается в проведении комплексного анализа процесса формирования и развития современной системы арбитражных судов РФ, на основе которого выявить как положительные, так и отрицательные результаты деятельности указанных органов.

Изложение основного материала. Нынешняя система арбитражных судов образовалась после введения нового хозяйственного законодательства, основанного на принципах рыночной экономики (закон СССР № 8998-ХI от 26.05.1988 г. «О кооперации»; законы РСФСР № 443-I и 445-I от 24.12.1990 г. «О собственности в РСФСР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности») [9].
«О собственности в РСФСР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности») [9]. Созданный в 1991 году Высший арбитражный суд СССР (ВАС) — это первый арбитражный суд.

В следующем году, для замены ВАС СССР, был создан Экономический суд СНГ. Но его функционирование было недостаточно эффективным — он не мог в полной мере выполнять свои функции.

Кроме того, 4 июля 1991 года в стране был принят закон РСФСР № 1543-I «Об арбитражном суде». Первой статьей закона устанавливалось, что арбитражным судом осуществляется судебная власть при разрешении споров, которые возникают из гражданских правовых отношений (споры экономического характера) и из правовых отношений в области управления, как вытекает из второго пункта Постановления Верховного Совета РСФСР

«О введении в действие закона РСФСР «Об арбитражном суде»

, начиная с 01.10.1991 года все государственные арбитражи и арбитражи разных ведомств должны быть упразднены.

5 марта 1992 года был принят первый Арбитражно-процессуальный кодекс РФ (АПК РФ).

Кодекс был введен в действие 15 апреля 1992 года. Фактически — это начало деятельности ВАС РСФСР и всей отечественной арбитражной судебной системы [1].

Развитие современной арбитражной судебной системы происходило в три этапа.

Началом первого этапа является создание этой системы, то есть 1992 год.

Система арбитражных судов в тот период являлась двухзвенной. Первым звеном были арбитражные суды субъектов РФ (краев, республик, автономных округов, автономной области, городов федерального значения, областей), вторым звеном был ВАС РСФСР.

Арбитражными судами субъектов РФ разрешались дела по различным экономическим спорам и спорам, которые возникали в сфере управления, по проверке в кассационном порядке обоснованности и законности решений, вынесенных арбитражными судами, но не вступивших в силу.

ВАС РСФСР — высший экономический судебный орган РФ. Он осуществлял надзор за проводимой арбитражными судами судебной деятельностью.

Второй этап начался после принятия Конституции РФ в 1993 году и связанных с нею федеральных законов [4].

В согласии с положениями, закрепленными в Конституции РФ, было подготовлено и принято в 1995 году несколько законов. В частности, Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.1995 года, новый АПК РФ от 05.05.1995 года. Также был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 года.
Также был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 года.

Эти законы закрепили на конституционном уровне систему арбитражных судов. Так, вся территория Российской Федерации разделена законодательно на десять арбитражных федеральных округов.

Это качественно новый принципиальный этап в развитии конституционного права граждан на получение судебной защиты в экономической сфере [5]. Положение о создании трехзвенной системы арбитражных судов соответствует утвердившимся общемировым стандартам правосудия.

Так, классическая судебная система включает в себя три составляющие. Судом первой инстанции рассматривается и разрешается основная масса дел. В целях проверки обоснованности и законности решений, вынесенных судом первой инстанции, а также для их обжалования, создано второе звено.

И наконец, задачей высшей судебной инстанции любой страны, является обеспечение единообразия судебной практики. Повышение уровня обеспечения гарантий судебной защиты произошло и по причине введения апелляционного порядка пересмотра решений, выносимых арбитражными судами, в каждом арбитражном суде субъектов РФ.

Третий этап развития системы арбитражных судов связан с принятием третьего по счету Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 года и совершенствованием системы арбитражных судов России, в которой апелляционная инстанция была изъята из структуры арбитражных судов субъектов Федерации и превращена в самостоятельный орган судебной власти. В России появились 20 арбитражных апелляционных судов.

Тем самым была выстроена четырехзвенная структура по разрешению экономических споров — первая инстанция, апелляция, кассация и надзорная инстанция — ВАС. Это одно из самых значимых достижений судебной реформы [10].

6 февраля 2014 г. был опубликован Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2 — ФКЗ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ», которым предусмотрено упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — «ВАС РФ») и передача его полномочий в юрисдикцию нового Верховного Суда РФ (далее — «ВС РФ»). Закон вступил в силу со дня его официального опубликования. С данного момента был установлен переходный период сроком на шесть месяцев (до 6 августа 2014 г.), в течение которого ВАС РФ был полностью упразднен, а его полномочия были переданы новому ВС РФ.

Так, в 2014 году было принято несколько законов, на основании которых был внесен ряд поправок в законодательство РФ, связанное с ликвидацией ВАС РФ и созданием нового ВС РФ. Эти законы вступили в силу 06.08.2014 года.

Кроме изменений общего характера, затрагивающих исключения тех или иных упоминаний о ВАС РФ и закрепления всех его полномочий за Верховным Судом РФ, а также кроме финансовых, организационных и административных изменений и технико-юридических поправок, в российское законодательство был внесен ряд важных изменений. Например, реформа коснулась внесения в АПК РФ целого перечня существенных поправок [3]. На законодательном и конституционном уровне была полностью реализована идея ликвидации Высшего арбитражного суда РФ в качестве высшей судебной инстанции.

Также была реализована идея о создании нового единого высшего судебного органа, которым стал Верховный суд РФ. Им будет осуществляться судебный надзор за деятельностью, проводимой всеми судами в государстве (военными судами, арбитражными судами и судами общей юрисдикции) по всевозможным видам споров (уголовным, экономическим, административным, гражданским и другим делам) [7].

Из этого следует, что ВС РФ стал высшим судебным органом, в т.

ч. и по экономическим спорам. Соответствующие изменения внесены в Конституцию РФ, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1 – ФКЗ «О судебной системе РФ» (далее — «Закон о судебной системе»), Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» (далее — «Закон об арбитражных судах») и иные законодательные акты.

Также 5 февраля 2014 г. был принят новый Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде РФ» (далее — «Закон о ВС РФ»), в котором определены полномочия нового ВС РФ и компетенция новых Пленума и Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей. Так, в частности, теперь по всем видам споров (в том числе, экономическим) Пленум ВС РФ осуществляет обобщение судебной практики, а Президиум ВС РФ рассматривает дела в порядке надзора.

В этой связи в АПК РФ также признана утратившей силу прежняя глава 36 и введена новая глава 36.1, которая регламентирует порядок пересмотра дел по экономическим спорам в порядке надзора Президиумом ВС РФ. Вместе с тем, нетронутыми остались полномочия Конституционного суда РФ как высшего независимого судебного органа конституционного контроля.

Таким Ликвидация ВАС РФ и создание образом, теперь высшая судебная власть в нового ВС РФ представлена двумя судами: − Конституционным Судом РФ — как высшим судебным органом, осуществляющим конституционное судопроизводство, − ВС РФ — как высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам (в том числе, трудовым, жилищным, земельным, экологическим и др.), подсудным судам общей юрисдикции, арбитражным судам и военным судам. При этом Конституционным Судом РФ проводимая реформа высшей судебной власти в РФ не была признана незаконной.

В составе ВС РФ помимо Пленума и Президиума ВС РФ будет функционировать семь судебных коллегий — апелляционная, по административным делам, по гражданским делам, по уголовным делам, по экономическим спорам (новая коллегия), по делам военнослужащих (вместо прежней военной коллегии) и дисциплинарная коллегия (вместо прежнего дисциплинарного судебного присутствия) [8].

Проводимая реформа не подразумевает собой упразднение или изменение системы арбитражных судов. Вместе с тем, в связи с ликвидацией, ВАС РФ исключен из перечня федеральных судов согласно Закону о судебной системе и из состава арбитражных судов согласно Закону об арбитражных судах.

Кроме того, федеральные арбитражные суды округов переименованы в арбитражные суды кругов (соответствующие изменения внесены в АПК РФ, Закон о судебной системе, Закон об арбитражных судах и другие законы). Данное изменение, однако, не затрагивает каких-либо полномочий или компетенцию арбитражных судов кассационной инстанции, а, по- видимому, связано с устранением излишнего указания на федеральный уровень арбитражных судов округов, которые в силу прямого указания на федеральный уровень арбитражных судов округов, которые в силу прямого указания закона итак относятся к федеральным судам. Образование постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ теперь осуществляется только на основании федерального закона.

Ранее решение данного вопроса осуществлялось исключительно ВАС РФ.

Образование новых арбитражных судов в связи с присоединением Крыма и г.

Севастополя, хотя и вне связи с проводимой реформой, тем не менее, следует упомянуть о создании в РФ арбитражных судов Республики Крым и г. Севастополя, а также Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в составе Северо-Кавказского округа, который будет осуществлять проверку судебных актов, принимаемых указанными судами.

Изменениями в АПК РФ предусмотрено установление новой «двухступенчатой» процедуры обжалования судебных актов арбитражных судов в ВС РФ — в порядке «второго» кассационного производства и в порядке надзора. В главе 35 АПК РФ введен второй уровень кассационного обжалования, который осуществляется ВС РФ (согласно новым ч.

3 ст. 273 и ст. ст. 291.1–291.15 АПК РФ). Теперь следующей ступенью после производства в арбитражных судах кассационной инстанции станет кассационное обжалование в Судебную коллегию ВС РФ (далее — «СК ВС РФ»).

Рассмотрение дел в СК ВС РФ станет «второй» кассационной инстанцией или «кассацией в надзоре», образующей четвертую судебную инстанцию в арбитражном процессе. Тем самым, теперь в рамках арбитражного процесса обращение в СК ВС РФ является обязательным для последующего обращения в Президиум ВС РФ в порядке надзора [6].

По новым правилам кассационная жалоба может быть подана в СК ВС РФ в срок не более двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта.

Такая жалоба предварительно рассматривается единолично судьей ВС РФ, который решает вопрос о передаче либо об отказе в передаче дела в СК ВС РФ.

Соответствующее определение выносится судьей ВС РФ в течение двух месяцев, если дело не истребовано, либо трех месяцев, если дело истребуется. Если дело передается на рассмотрение в СК ВС РФ, последняя в течении двух месяцев должна рассмотреть дело, по существу.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы СК ВС РФ выносит определение по делу (в рамках полномочий, предусмотренных новой ст.

291.14 АПК РФ). При этом СК ВС РФ вправе выйти за пределы доводов кассационной жалобы, но не вправе проверять законность судебных актов в не обжалуемой части. Основанием для отмены судебных актов арбитражных судов в порядке кассационного производства в СК ВС РФ является существенное нарушение ими норм материального и процессуального права.

При этом основания, ранее предусмотренные прежней ст. 304 АПК РФ (нарушение единообразия в применении и толковании судами норм права, прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов), также сохранены в новой ст. 308.8 АПК РФ для отмены судебных актов в порядке надзора, то есть в рамках следующей судебной инстанции [2].

Определение СК ВС РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы в течение трех месяцев может быть обжаловано в Президиум ВС РФ в порядке надзора по правилам новой главы 36.1 АПК РФ (в том числе, посредством заполнения специальной формы, размещенной на сайте ВС РФ). Аналогичным образом, надзорная жалоба предварительно изучается единолично судьей ВС РФ в те же сроки (два месяца, если дело истребовано, три месяца, если нет), который принимает решение (также путем вынесения определения) о передаче либо об отказе в передаче дела на рассмотрение в Президиум ВС РФ.

Тем самым, вопрос о том, имеются ли основания для передачи надзорной жалобы в Президиум ВС РФ, теперь решается не коллегиальным составом судей («тройкой» судей), как было в ВАС РФ, а единолично одним судьей ВС РФ.

Если дело будет передано в Президиум ВС РФ, последний в течение двух месяцев рассматривает надзорную жалобу по существу [11]. Таким образом, введение между арбитражными судами округов и Президиумом ВС РФ еще одной инстанции представляет собой установление дополнительного «фильтра», призванного еще больше ограничить поступление дел в Президиум ВС РФ на рассмотрение в порядке надзора. При этом необходимо учитывать, что определения СК ВС РФ по кассационным жалобам, в отличие от постановлений Президиума ВС РФ, не относятся к судебным актам, разрешающим вопросы судебной практики и содержащим правовые позиции ВС РФ по конкретным вопросам которыми должны руководствоваться арбитражные суды.

Однако, вероятно, именно определения СК ВС РФ станут наиболее распространенными «высшими» судебными актами по экономическим спорам, поскольку постановления Президиума ВС РФ, скорее всего, как и сейчас, будут выноситься в единичных случаях. Стоит также отметить, что ни в ГПК РФ, ни в новой главе 36.1 АПК РФ, ни в новом Законе о ВС РФ не предусмотрено каких- либо требований в отношении опубликования, а также размещения на официальном сайте ВС РФ принимаемых постановлений Президиума ВС РФ (в отличие от положений прежней ст.

307 АПК РФ, где такое требование прямо предусматривалось в отношении постановлений Президиума ВАС РФ) [13].

Также новыми положениями главы 36.1 АПК РФ не урегулирован ряд некоторых других процессуальных вопросов, в частности, связанных с вынесением ВС РФ определений по конкретным вопросам (к примеру, не ясно, требуется ли вынесение определения о принятии кассационной жалобы и в какие сроки). Реформой предусмотрено изъятие из компетенции арбитражных судов полномочий по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в том числе, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Данные полномочия переданы в исключительное ведение ВС РФ и судов общей юрисдикции и подлежат реализации по правилам ГПК РФ.

Таким образом, данные суды теперь являются единственными судебными органами в РФ, уполномоченными проверять законность любых нормативных правовых актов органов государственной власти во всех сферах деятельности (за исключением их соответствия Конституции РФ, что, как и прежде, остается в исключительном ведении КС РФ) [12].

Так, в качестве суда первой инстанции ВС РФ рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов власти, а суды общей юрисдикции на уровне субъектов РФ (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов) — дела об оспаривании нормативных правовых актов органов власти соответствующих субъектов РФ. Подводя итоги настоящей статьи, следует отметить, что арбитражные суды — это органы судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией России, АПК РФ и другими федеральными законами.

Современную систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют в настоящее время: Верховный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Введенные изменения — это наиболее объемная и значимая реформа верхушки отечественной судебной системы. ВАС РФ, начиная с 06.08.2014 года, прекратил свое существование. Полномочия ВАС РФ были переданы новому ВС РФ, ставшему высшим судебным органом в Российской Федерации, которым теперь рассматриваются всевозможные виды споров, подведомственные военным судам, арбитражным судам и судам общей юрисдикции.

Кроме того осуществлено введение в арбитражный процесс новой судебной инстанции, призванной еще в большей степени ограничить Президиум Верховного Суда РФ в рассмотрении различных дел в порядке надзора.

Действующие в настоящее время позиции и разъяснения ВАС РФ по различным вопросам сохраняют свою силу до тех пор, пока не будут заменены или отменены ВС РФ. При этом в некоторых положениях вносимых изменений уже сейчас прослеживается наличие определенных пробелов.

Мы рекомендуем более детально проанализировать вводимые изменения и возможные последствия их применения на практике, особенно тем компаниям, у которых имеются незавершенные судебные процессы. Мы будем рады вам помочь и ответить на интересующие вас вопросы.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+