Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Замещающих государственные должности

Замещающих государственные должности

О трудоправовом статусе лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации


УДК 342.9:349.2 Страницы в журнале: 40-44 С.Е. Чаннов, доктор юридических наук, профессор кафедры административного и информационного права Московского государственного университета экономики, статистики и информации Россия, Москва Рассматривается трудоправовой статус лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации; определяются возможности и пределы применения к их деятельности норм трудового законодательства.

Используются общенаучный диалектический метод, методы формальной логики, а также сравнительно-правовой метод. Устанавливается, что действующее федеральное законодательство прямо не решает вопрос о распространении на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, норм трудового права; в субъектах Российской Федерации используются различные подходы к решению данного вопроса; оптимальным является применение норм трудового законодательства к деятельности лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, субсидиарно; специфика статуса лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, требует заключения с некоторыми из них не трудовых договоров, а контрактов.

В настоящее время существует необходимость более подробного регулирования на федеральном уровне статуса лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросу о возможностях и пределах применения к их деятельности норм трудового законодательства и законодательства о государственной службе. Ключевые слова: государственная должность, трудовое законодательство, Трудовой кодекс, трудовые отношения, законодательство о государственной службе, трудовой договор, контракт. Государственная должность — это ключевое понятие для всей системы государственного управления.

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

определяет, что к государственным должностям Российской Федерации и государственным должностям субъектов Российской Федерации относятся должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Одним из нерешенных вопросов, связанных с деятельностью лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, является вопрос о применимости к ней норм трудового законодательства.

Статья 11 Трудового кодекса РФ содержит перечень лиц, на которых трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются:

«военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом»

.

С одной стороны, в данном перечне отсутствуют лица, замещающие государственные должности, поэтому в принципе распространение на них трудового законодательства возможно.

С другой стороны, в отличие, например, от государственных гражданских и муниципальных служащих, ст.

11 ТК РФ прямо о таком распространении не говорит. В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения —

«отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором»

. Как видно, трудовые отношения характеризуются определенными признаками, хорошо, впрочем, известными трудоправовой науке: договорным характером отношений, личным выполнением трудовой функции за плату, наличием подчиненности работника работодателю и др.

Если применять указанные признаки к служебной деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, можно констатировать, что эти характеристики принципиально применимы далеко не ко всем типам трудовых отношений. К примеру, никак, с нашей точки зрения, не могут быть квалифицированы в качестве трудовых отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, даже если эта деятельность реализуется на постоянной основе.

Связано это с тем, что денежные средства, выплачиваемые такому депутату, являются денежным содержанием, а не платой за выполнение трудовой функции; отсутствует иерархическая подчиненность депутата кому-либо (в том числе председателю законодательного органа) и т. п.1 [10]. Служебная деятельность на таких государственных должностях субъектов Российской Федерации как, например, первый заместитель, заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, член высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации к трудовой заметно ближе (хотя по ряду причин правовое положение указанных должностных лиц все же не тождественно правовому положению обычного работника).
п.1 [10]. Служебная деятельность на таких государственных должностях субъектов Российской Федерации как, например, первый заместитель, заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, член высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации к трудовой заметно ближе (хотя по ряду причин правовое положение указанных должностных лиц все же не тождественно правовому положению обычного работника). Еще большее сходство с трудовой (а также государственно-служебной) деятельностью имеет служба на некоторых вводимых в определенных субъектах государственных должностях, например, на месте руководителей департамента Воронежской области, представительства Воронежской области, управления Воронежской области, инспекции Воронежской области, отдела Воронежской области (ст.

2 Закона Воронежской области от 11.11.2009 № 133-ОЗ «О государственных должностях Воронежской области» [1]).

Что характерно, в законодательстве самих субъектов Российской Федерации можно встретить различные подходы к решению проблемы применения трудового законодательства к служебной деятельности лиц, замещающих государственные должности.

При этом большая часть законов субъектов Российской Федерации этот вопрос просто обходит вниманием. Явным примером здесь может быть Закон Саратовской области от 30.03.2007 № 51-ЗСО «О государственных должностях Саратовской области» [2], ст. 3

«Правовая основа деятельности лиц, замещающих государственные должности Саратовской области»

содержит следующую норму: «Правовую основу деятельности лиц, замещающих государственные должности Саратовской области, составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав (Основной Закон) Саратовской области, настоящий Закон, другие законы Саратовской области и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Саратовской области».

Как видно, ТК РФ и вообще трудовое законодательство в этом перечне не указаны, однако они вполне могут быть отнесены к категории иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Схожие по сути положения содержатся также в законодательных актах о государственных должностях Москвы, республик Башкортостан, Татарстан, Дагестан, Камчатского края, Ленинградской области и др. А вот, например, ч. 2 ст. 3 Закона Краснодарского края от 06.11.2009 № 1855-КЗ

«О статусе лиц, замещающих государственные должности Краснодарского края в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края»

(далее — Закон № 1855-КЗ) [9] устанавливает: «к правоотношениям, связанным с замещением государственных должностей, в части, не урегулированной настоящим Законом, применяются нормы трудового законодательства».

Также в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Тамбовской области от 01.07.2011 № 18-З

«О правовом положении лиц, замещающих государственные должности в Тамбовской области»

[5] «трудовые отношения лиц, замещающих государственные должности в Тамбовской области, в части, не урегулированной федеральными законами, Уставом области, настоящим Законом и иными законами области, регулируются трудовым законодательством». Интересные положения относительно регулирования деятельности лиц, замещающих государственные должности, содержатся в Законе Архангельской области от 20.05.2009 № 30-3-ОЗ

«О статусе лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области»

(далее — Закон № 30-3-ОЗ) [8].

Часть 2 ст. 3 этого нормативного акта однозначно указывает, что

«отношения, связанные с замещением государственных должностей, не являются служебными или трудовыми отношениями»

. В то же время та же статья Закона № 30-3-ОЗ допускает применение к лицам, замещающим государственные должности Архангельской области, служебного и трудового законодательства. В частности, в соответствии с ч.

3

«в случаях, когда отношения, связанные с замещением государственных должностей, прямо не урегулированы настоящим законом, к таким отношениям применяется законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, за исключением положений, регулирующих: 1) квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы Российской Федерации; 2) классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации, порядок их присвоения и сохранения, проведение квалификационного экзамена; 3) основные права и основные обязанности государственных гражданских служащих Российской Федерации, ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой Российской Федерации; 4) проведение аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации; 5) поступление на государственную гражданскую службу Российской Федерации и замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации, заключение, изменение существенных условий, приостановление и прекращение служебного контракта; 6) утверждение должностного регламента; 7) оплату труда государственного гражданского служащего Российской Федерации; 8) проведение служебной проверки; 9) дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Российской Федерации, формирование кадрового резерва на государственной гражданской службе Российской Федерации; 10) иные положения, не соответствующие существу отношений, связанных с замещением государственных должностей»

.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона № 30-3-ОЗ «в случаях, когда отношения, связанные с замещением государственных должностей, прямо не урегулированы настоящим законом и законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, к таким отношениям применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, областные законы и иные нормативные правовые акты Архангельской области, содержащие нормы трудового права, если это не противоречит существу отношений, связанных с замещением государственных должностей».
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона № 30-3-ОЗ

«в случаях, когда отношения, связанные с замещением государственных должностей, прямо не урегулированы настоящим законом и законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, к таким отношениям применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, областные законы и иные нормативные правовые акты Архангельской области, содержащие нормы трудового права, если это не противоречит существу отношений, связанных с замещением государственных должностей»

.

Мы привели здесь столь полную цитату законодательных положений по той причине, что решение, использованное в законе Архангельской области, кажется нам методологически наиболее верным и практически наиболее оправданным. Действительно, служба на государственных должностях федеральным законодателем сознательно отделена от государственной службы. Также несмотря на наличие в ряде случаев некоторых общих признаков, она не должна рассматриваться как трудовая деятельность в классическом виде.

Однако на практике нередко возникает необходимость решения вопросов, связанных с отдельными аспектами прохождения службы на государственных должностях и не урегулированных в законодательстве субъектов Российской Федерации. В таком случае применение норм как трудового, так и служебного законодательства на основе аналогии закона видится нам вполне оправданным.

Такое применение должно, на наш взгляд, осуществляться именно по аналогии, когда к этому вынуждает наличие пробела в конституционно-правовом и административно-правовом регулировании служебной деятельности указанных лиц.

По этой причине нам видится несколько неправильным заключение с лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, трудовых договоров. Между тем такая практика встречается.

Например, Закон № 1855-КЗ устанавливает, что лица, замещающие государственные должности, осуществляют профессиональную служебную деятельность на основании правового акта о назначении на государственную должность и трудового договора (ч. 3 ст. 7). В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской республики от 15.08.2005 № 124

«О заключении трудовых договоров и служебных контрактов с лицами, замещающими государственные должности Удмуртской Республики и отдельные должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики»

[4] трудовые договоры с Председателем Правительства Удмуртской Республики, заместителями Председателя Правительства Удмуртской Республики, заместителями Председателя Правительства Удмуртской Республики — министрами Удмуртской Республики, постоянным представителем Президента Удмуртской Республики при Президенте РФ — заместителем Председателя Правительства Удмуртской Республики, Руководителем Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики заключает Правительство Удмуртской Республики в лице Президента Удмуртской Республики.

Трудовые договоры с иными членами Правительства Удмуртской Республики заключает Правительство Удмуртской Республики в лице Председателя Правительства Удмуртской Республики.

Заключение трудовых договоров с лицами, замещающими государственные должности, напрямую вводит их в сферу действия ТК РФ, что вытекает из ст.

16 ТК РФ. Между тем правовой статус лиц, замещающих государственные должности, не во всех случаях позволяет свести их к положению обычных работников. При этом стоит напомнить, что ст. 5 ТК РФ закрепляет его приоритет перед всеми другими актами, содержащими нормы трудового права, в том числе законами субъектов Российской Федерации и подзаконными актами.
5 ТК РФ закрепляет его приоритет перед всеми другими актами, содержащими нормы трудового права, в том числе законами субъектов Российской Федерации и подзаконными актами.

Рекомендуем прочесть:  Как считать нормы расхода топлива

Осуществление полномочий лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации на основе трудовых договоров, может на практике породить сложные вопросы о соотношении ТК РФ и нормативных актов субъектов Российской Федерации, регулирующих их статус, поскольку в указанных документах отсутствует четкое указание на конституционно-правовую, административно-правовую, трудоправовую или иную принадлежность содержащихся в них норм. В этом плане наиболее верным нам представляется заключение с лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, не трудовых договоров, а контрактов. Такие контракты заключаются, например, с лицами, замещающими государственные должности Республики Башкортостан [7], Республики Марий Эл [3], Омской области [6].

Они помогают, с одной стороны, индивидуализировать условия прохождения службы по государственной должности субъектов Российской Федерации и решить вопросы, неурегулированные в законодательстве, с другой стороны, не приравнивать указанных лиц к обычным работникам.

Это в свою очередь позволяет четко определить приоритет конституционно-правового и административно-правового регулирования их статуса, не исключая вместе с тем применения к ним трудового законодательства по аналогии. В целом же, с нашей точки зрения, существует объективная потребность более подробного регулирования правового статуса лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, на федеральном уровне. Базой такого регулирования вполне может выступить Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

, хотя возможно и принятие отдельного законодательного акта.

На федеральном уровне должны быть установлены основные подходы к прохождению службы на государственных должностях субъектов Российской Федерации (в том числе в зависимости от замещения должностей на постоянной и непостоянной основе), закреплены гарантии деятельности таких лиц и ограничения их прав, определены возможности и пределы применения к их деятельности трудового законодательства и законодательства о государственной службе. Все это отнюдь не препятствовало бы законодательному регулированию прохождения службы на государственных должностях самими субъектами Российской Федерации, однако поставило бы ее в единые законодательные рамки. Список литературы 1. О государственных должностях Воронежской области: закон Воронежской области от 11.11.2009 № 133-ОЗ // Собрание законодательства Воронежской области.

2010. № 11. Ст. 491. 2. О государственных должностях Саратовской области: закон Саратовской области от 30.03.2007 № 51-ЗСО // Саратовская областная газета.

2007. № 57 (1831). 3. О заключении служебных контрактов с лицами, замещающими государственные должности в органах исполнительной власти Республики Марий Эл, и примерной форме служебного контракта: указ Президента Республики Марий Эл от 25.06.2007 № 101 (ред.

от 20.06.2013) // Собрание законодательства Республики Марий Эл.

2007. № 7. Ст. 339. 4. О заключении трудовых договоров и трудовых контрактов с лицами, замещающими должности Удмуртской Республики и отдельные должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики: постановление Правительства Удмуртской Республики от 15.08.2005 № 124 // Собрание законодательства Удмуртской Республики.

2007. № 7. Ст. 339. 4. О заключении трудовых договоров и трудовых контрактов с лицами, замещающими должности Удмуртской Республики и отдельные должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики: постановление Правительства Удмуртской Республики от 15.08.2005 № 124 // Собрание законодательства Удмуртской Республики. 2005. № 7. 5. О правовом положении лиц, замещающих государственные должности в Тамбовской области: закон Тамбовской области от 01.07.2011 № 18-З (ред. от 05.05.2014) (принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 24.06.2011 № 95) // Тамбовская жизнь (спец.

вып.). 2011. № 88 (1170). 6. О примерной форме контракта, заключаемого с лицом, замещающим государственную должность Омской области: указ Губернатора Омской области от 28.09.2007 № 111 // Сборник правовых актов органов исполнительной власти Омской области. 2007. № 4 (23). Ст. 18. 7. О примерной форме контракта, заключаемого с лицом, замещающим государственную должность Республики Башкортостан: указ Президента Республики Башкортостан от 21.07.2009 № УП-461 // Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан.

2009. № 17(311). Ст. 1136 (опубликован без приложений).

8. О статусе лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области: закон Архангельской области от 20.05.2009 № 30-3-ОЗ (ред.

от 30.05.2014) (принят Архангельским областным Собранием депутатов 20.05.2009) // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва. 2009. № 3. 9. О статусе лиц, замещающих государственные должности Краснодарского края в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края: закон Краснодарского края от 06.11.2009 № 1855-КЗ (ред. от 03.10.2014) (принят ЗС КК 21.10.2009) // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края.

2009. № 24. 10. Чаннов С.Е. Спорные вопросы регулирования труда выборных должностных лиц местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 3. С. 54—59.

Статья 2. Правовое положение лиц, замещающих государственные должности, как работников

1.

Правовое положение лиц, замещающих государственные должности, как работников определяется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

2. Замещение должностей Губернатора Томской области, Председателя Законодательной Думы Томской области, председателя Контрольно-счетной палаты Томской области, Уполномоченного по правам человека в Томской области, Уполномоченного по правам ребенка в Томской области, председателя Избирательной комиссии Томской области, а также прекращение замещения указанных государственных должностей осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Томской области. 3. Работодателем лиц, замещающих государственные должности, предполагающие руководство исполнительными органами государственной власти Томской области, является Томская область.

От имени Томской области действия, связанные с заключением, изменением и прекращением трудовых договоров с лицами, замещающими государственные должности, предполагающие руководство исполнительными органами государственной власти Томской области, а также с исполнением указанных трудовых договоров, совершаются Губернатором Томской области.

Выполнение от имени Томской области в отношении лиц, замещающих государственные должности, предполагающие руководство исполнительными органами государственной власти Томской области, обязанностей работодателя в части оплаты труда и создания условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также трудовым договором, осуществляется за счет средств, выделенных указанным исполнительным органам государственной власти Томской области.

4. Работодателем лица, замещающего государственную должность, не связанную с руководством государственным органом Томской области, является государственный орган Томской области, в штате которого находится данная должность.

От имени государственного органа Томской области действия, связанные с заключением, изменением и прекращением трудовых договоров с лицами, замещающими государственные должности в штате данного органа, а также с исполнением указанных трудовых договоров, совершаются руководителем данного органа.

Выполнение от имени государственного органа Томской области в отношении лиц, замещающих государственные должности в штате данного органа, обязанностей работодателя в части оплаты труда и создания условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также трудовым договором, осуществляется за счет средств, выделенных указанному государственному органу Томской области.

Выполнение от имени государственного органа Томской области в отношении лиц, замещающих государственные должности в штате данного органа, обязанностей работодателя в части оплаты труда и создания условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также трудовым договором, осуществляется за счет средств, выделенных указанному государственному органу Томской области.

Томской области от 19 июня 2012 г.

N 106-ОЗ в часть 5 статьи 2 настоящего Закона внесены изменения, по истечении 10 дней после дня названного Закона 5. При заключении трудового договора с лицом, замещающим государственную должность, срок его действия определяется в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства.

6. Губернатор Томской области при заключении трудовых договоров на замещение должностей первого заместителя Губернатора Томской области и заместителя Губернатора Томской области заключает данные договоры на срок, не превышающий оставшийся срок своих полномочий. Томской области от 7 июня 2013 г. N 101-ОЗ в часть 7 статьи 2 настоящего Закона внесены изменения, по истечении десяти дней после дня названного Закона 7.

Основания прекращения трудового договора с лицом, замещающим государственные должности, определены Российской Федерации, от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

, от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иными федеральными законами. Томской области от 7 июня 2013 г.

N 101-ОЗ статья 2 настоящего Закона дополнена частью 8, по истечении десяти дней после дня названного Закона 8. Прекращение трудового договора с лицом, замещающим государственные должности, и его увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия осуществляются в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации для случаев расторжения трудового договора, предусмотренных Трудового кодекса Российской Федерации.

< статья 1.> Статья 3. >> Содержание Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно! Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

11 ноября 2021 Вход Введите адрес электронной почты: Введите пароль: Запомнить Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей:

Указ Президента РФ от 1 июня 1998 г. N 640 «О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы» (с изменениями и дополнениями)

Указ Президента РФ от 1 июня 1998 г.

N 640

«О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы»

31 мая 1999 г., 30 мая 2005 г., 23 октября 2008 г., 1 июля 2014 г., 6 октября 2021 г. Согласно Президента РФ от 30 мая 2005 г. N 609 настоящий Указ не применяется в отношении порядка ведения личных дел государственных гражданских служащих Российской Федерации См.

от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

В целях реализации «О Правительстве Российской Федерации», «Об основах государственной службы Российской Федерации», Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. N 484

«О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе»

и впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона постановляю: 1.

Установить, что личные дела лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, ведутся кадровыми службами соответствующих федеральных государственных органов.

Личные дела лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, назначение на которые и освобождение от которых осуществляет Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, ведутся кадровой службой Аппарата Правительства Российской Федерации. 2. Личные дела федеральных государственных служащих в соответствии с

«Об основах государственной службы Российской Федерации»

ведутся кадровыми службами соответствующих федеральных государственных органов.

3. . См. текст 4. Установить, что сведения, содержащиеся в личных делах лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, являются конфиденциальными, за исключением сведений, подлежащих опубликованию в соответствии с предоставления сведений о доходах и имуществе лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, общероссийским средствам массовой информации, утвержденным Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. N 484. 5. Установить, что к личному делу лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность федеральной государственной службы, приобщаются: а) заявление о согласии на замещение государственной должности Российской Федерации или о поступлении на федеральную государственную службу; б) документы о прохождении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы (если гражданин принят на государственную службу по результатам конкурса) либо испытания, если таковое устанавливалось; Подпункт «в» изменен с 6 октября 2021 г. — Президента России от 6 октября 2021 г.

N 616 в) копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, копия документа, подтверждающего прохождение военной или иной службы (при наличии); Президента РФ от 1 июля 2014 г. N 483 в подпункт «г» внесены изменения г) копии документов, подтверждающих профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, наличие ученой степени или ученого звания, если таковые имеются; Президента РФ от 23 октября 2008 г. N 1517 в подпункт «д» внесены изменения д) копии решений о присвоении государственных наград Российской Федерации, награждении Почетной грамотой Президента Российской Федерации, об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, присуждении почетных и специальных званий, государственных премий, если таковые имеются; е) медицинское заключение установленной формы; ж) сведения, сообщенные гражданином о себе при назначении на государственную должность Российской Федерации или поступлении на федеральную государственную службу, по форме, установленной Президентом Российской Федерации; з) копии решений о назначении лица на государственную должность Российской Федерации или государственную должность федеральной государственной службы, об освобождении лица от замещаемой должности, а также о переводе лица на другую должность; и) сведения о доходах лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности; к) справки о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением государственной должности Российской Федерации или государственной должности федеральной государственной службы; л) информация о начале проверки достоверности и полноты сведений, представленных гражданином при назначении на государственную должность Российской Федерации или поступлении на федеральную государственную службу, а также проверки сведений о соблюдении лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность федеральной государственной службы, установленных законодательством Российской Федерации ограничений, сообщенная ему под расписку; м) первичные документы и справка подразделения федерального государственного органа, организующего проверку, о результатах проверки достоверности и полноты сведений, представленных гражданином при назначении на государственную должность Российской Федерации или поступлении на федеральную государственную службу, а также сведений о соблюдении лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность федеральной государственной службы, установленных законодательством Российской Федерации ограничений; н) документы, связанные с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по государственной должности Российской Федерации или государственной должности федеральной государственной службы связано с использованием таких сведений; о) информация о предоставлении сведений о доходах лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, общероссийским средствам массовой информации по их обращениям; п) данные об ознакомлении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность федеральной государственной службы, с документами его личного дела; р) аттестационный лист федерального государственного служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв на него; с) копии решений о присвоении лицу квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), воинского или специального звания; т) копии решений о поощрении федерального государственного служащего, а также копии решений о наложении на него дисциплинарного взыскания до его снятия или отмены.

В личное дело вносятся также письменные объяснения лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность федеральной государственной службы, если такие объяснения сделаны им после ознакомления с документами своего личного дела.

6. Документы, приобщенные к личным делам лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, брошюруются, страницы нумеруются, к личному делу прилагается опись.

Учетные данные лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, в соответствии с порядком, установленным Президентом Российской Федерации, хранятся кадровой службой соответствующего федерального государственного органа в машиночитаемом виде, которая обеспечивает их защиту от несанкционированного доступа и копирования. Пункт 7 изменен с 6 октября 2021 г.

— Президента России от 6 октября 2021 г.

N 616 7. Установить, что в обязанности кадровой службы федерального государственного органа, осуществляющей ведение личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, входит: приобщение документов, перечисленных в настоящего Указа, к личным делам лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы; обеспечение сохранности личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы; обеспечение конфиденциальности сведений, содержащихся в личных делах лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, в соответствии с настоящим Указом; предоставление сведений о доходах лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, общероссийским средствам массовой информации в соответствии с предоставления сведений о доходах и имуществе лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, общероссийским средствам массовой информации, утвержденным Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г.

N 484; ознакомление лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, с документами их личных дел не реже одного раза в год, а также по просьбе указанных лиц и во всех иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; сообщение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, об обращении общероссийского средства массовой информации о предоставлении ему сведений о доходах этих лиц и имуществе, принадлежащем им на праве собственности; обеспечение формирования сведений о трудовой деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, за периоды замещения названными лицами этих должностей и представления указанных сведений в порядке, установленном Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации (за исключением сведений, составляющих государственную тайну). Федеральные государственные служащие, уполномоченные на ведение и хранение личных дел (формирование их копий) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, могут привлекаться в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной и иной ответственности за разглашение конфиденциальных сведений, содержащихся в указанных личных делах, и за иные нарушения порядка ведения личных дел, установленного настоящим Указом. 8. Установить, что при назначении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, в другой федеральный государственный орган на другую государственную должность Российской Федерации или на государственную должность федеральной государственной службы, а также при назначении федерального государственного служащего на государственную должность Российской Федерации либо при его переводе на другую государственную должность федеральной государственной службы в другом федеральном государственном органе его личное дело передается по новому месту замещения государственной должности Российской Федерации или государственной должности федеральной государственной службы.

Президента РФ 31 мая 1999 г. N 680 в пункт 9 внесены изменения 9. Установить, что личные дела лиц, освобожденных от замещения государственных должностей Российской Федерации, хранятся кадровой службой соответствующего федерального государственного органа в течение 10 лет со дня освобождения от должности, после чего передаются в архив. Личные дела лиц, освобожденных от замещения государственных должностей Российской Федерации, назначение на которые и освобождение от которых осуществляет Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, хранятся кадровой службой Аппарата Правительства Российской Федерации в течение 10 лет со дня освобождения от должности, после чего передаются в архив.

Личные дела лиц, освобожденных от замещения государственных должностей федеральной государственной службы в связи с прекращением ими федеральной государственной службы, хранятся кадровыми службами соответствующих федеральных государственных органов в течение 10 лет со дня освобождения от должности, после чего передаются в архив.

10. Установить, что настоящий Указ не распространяется на порядок ведения личных дел судей федеральных судов, военнослужащих, лиц, проходящих государственную службу в федеральных государственных органах, сведения о сотрудниках которых относятся к , а также на иных лиц в соответствии с федеральными законами. 11. Правительству Российской Федерации совместно с Администрацией Президента Российской Федерации представить к 1 ноября 1998 г.: проект положения о порядке хранения кадровой службой федерального государственного органа в машиночитаемом виде учетных данных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы; форму медицинского заключения, представляемого гражданином при назначении на государственную должность Российской Федерации или поступлении на федеральную государственную службу. 12. Настоящий Указ вступает в силу с 1 декабря 1998 г.

Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль 1 июня 1998 г.

N 640 Указом устанавливается, что сведения, содержащиеся в личных делах лиц, замещающих государственные должности, являются конфиденциальными, за исключением сведений, подлежащих опубликованию. Также устанавливается, что федеральные государственные служащие, уполномоченные на ведение и хранение личных дел лиц, замещающих государственные должности, могут привлекаться к дисциплинарной и иной ответственности за разглашение конфиденциальных сведений, содержащихся в указанных личных делах, и за иные нарушения порядка ведения личных дел. Указ не распространяется на порядок ведения личных дел судей федеральных судов, военнослужащих, лиц, проходящих государственную службу в федеральных государственных органах, сведения о сотрудниках которых относятся к государственной тайне, а также на иных лиц в соответствии с федеральными законами.

Указ вступает в силу с 1 декабря 1998 г. Указ Президента РФ от 1 июня 1998 г. N 640

«О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы»

Настоящий Указ с 1 декабря 1998 г.

Текст Указа опубликован в «Российской газете» от 4 июня 1998 г.N 106, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 июня 1998 г.

N 23 ст. 2501 Согласно Президента РФ от 30 мая 2005 г. N 609 настоящий Указ не применяется в отношении порядка ведения личных дел государственных гражданских служащих Российской Федерации В настоящий документ внесены изменения следующими документами: Президента РФ от 6 октября 2021 г. N 616 Изменения вступают в силу с 6 октября 2021 г.

Президента РФ от 1 июля 2014 г.

N 483 Президента РФ от 23 октября 2008 г. N 1517 Президента РФ 31 мая 1999 г. N 680

Статья 1. Государственная должность

1.

Государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Российской Федерации (далее — государственные органы), с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Государственные должности подразделяются в настоящем Федеральном законе на: 1) См.

текст 2) должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», — государственные должности категории «Б»; 3) должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, — государственные должности категории «В».

Перечень государственных должностей категорий «А», «Б» и «В» дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации.

В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям. 2. Государственная должность государственной службы — государственная должность категории «Б» или «В», включенная в государственных должностей государственной службы Российской Федерации. Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации является частью Реестра государственных должностей Российской Федерации.

3. В Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации включаются государственные должности категорий «Б» и «В», классифицированные по группам. К указанному Реестру прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы.

Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

федеральных государственных служащих утвержден Президента РФ от 11 января 1994 г. N 33 См. государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Президента РФ от 11 января 1994 г.

N 32 См. государственных должностей федеральной государственной службы категорий «Б» и «В» в Аппарате Правительства Российской Федерации, утвержденные Президента РФ от 11 октября 2004 г. N 1294 См. государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», учреждаемых в Государственной технической комиссии при Президенте РФ для обеспечения ее деятельности, утвержденный Президента РФ от 1 марта 2003 г.

N 258 См. государственных должностей федеральной государственной службы категории «В» в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, утвержденный Президента РФ от 20 декабря 1996 г.

N 1748 О перечнях государственных должностей федеральной государственной службы категорий «Б» и «В» в Управлении делами Президента Российской Федерации см. Президента РФ от 12 апреля 1996 г. N 530 < глава i.> Статья 2.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+